Годовщина крушения Boeing: с экс-гендиректора АК "Татарстан" взяли подписку о невыезде

Сегодня, 17 ноября, во вторую годовщину крушения Boeing-737 в аэропорту Казани появились новые данные о ходе расследования уголовного дела, возбужденного после авиакатастрофы - с бывшего генерального директора авиакомпании "Татарстан" Валерия Портнова взята подписка о невыезде. Об этом сообщает "Бизнес Online". В крушении самолета, напомним, погибли 50 человек.

В чем подозревают Валерия Портнова

По предварительным данным, подписка о невыезде была взята с Портнова из-за того, что он является фигурантом уголовного дела о крушении самолета, которое было возбуждено практически сразу после катастрофы по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".

По неподтвержденным данным, речь идет о том, что, будучи летным директором авиакомпании "Татарстан", Портнов допустил к полетам пилота Рустема Салихова (командир рухнувшего Boeing), который, по официальной версии, незаконно получил свидетельство пилота коммерческой авиации.

Ранее в Следственном комитете подозревали, что командир рухнувшего самолета Рустем Салихов получил фиктивное свидетельство пилота коммерческой авиации.

- Командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Росавиацией. У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных центров, - говорилось в одном из сообщении СКР.

Переобучение Рустема Салихова

Рустем Салихов проходил переобучение из штурманов в пилоты коммерческой авиации в 2008-2009 годах, именно тогда Валерий Портнов был заместителем гендиректора по организации летной работы — директором летной службы авиакомпании "Татарстан".

В чем именно заключалась "неправильность" переобучения Салихова, неизвестно. Предполагается, что речь могла идти о приписке налета (для удешевления и ускорения обучения), что было едва ли не повсеместной практикой в то время. Но дело явно не в покупке свидетельства пилота. 

При этом в поступавшей от МАК после катастрофы информации косвенно было указано на ошибки в пилотировании.

- В предварительном варианте заключения комитета было сказано, что это ошибка пилотов, у которых в процессе маневрирования самолет свалился, - сообщил один из представителей авиатранспортной отрасли.

В самом Следственном комитете ход расследования крушения самолета не комментируют, также от комментариев отказался и сам Валерий Портнов.

МАК потребовал отзыва сертификата Boeing-737 из-за катастрофы в Казани

Тем не менее с версией, что в крушении самолета виновен экипаж Boeing, не сходится непонятная активность с отзывом сертификата у Boeing-737, которая возникла в последние недели.

МАК со ссылкой на Росавиацию сообщал о том, что вероятной причиной крушения самолета является отказ системы управления рулем высоты - именно необходимость реализации США срочных доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем высоты самолетов типа Boeing 737 было причиной отзыва сертификата. Впрочем, в Росавиации не согласились с выводами МАК, сейчас между ними продолжается выяснение всех тонкостей и обстоятельств запрета сертификата.

На этом фоне политик Сергей Марков предложил отобрать у МАКа право на сертификацию и проведение расследований авиакатастроф.

Справка

Межгосударственный авиационный комитет — надгосударственный исполнительный орган, отвечающий за безопасность полетов в странах СНГ. Учрежден в 1991 году на основании межправительственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, является правопреемником ряда комиссий Министерства гражданской авиации СССР.

Участниками соглашения сейчас являются 11 республик бывшего СССР (кроме Прибалтики и Грузии). Основные функции МАК — выдача сертификатов типа самолетов, сертификатов аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Функции по сертификации авиакомпаний в начале 2000-х годов перешли от МАК к Росавиации. МАК финансируется за счет взносов стран-участниц соглашения.

Окончательный отчет МАК будет опубликован на днях

Между тем, окончательный отчет МАКа о катастрофе может быть опубликован на днях. Об этом сообщили в казанской юридической компании Sergis, представляющей в России греческую юркомпанию Pavlakis, Moschos&Associates, которая отстаивает интересы семей пассажиров и членов экипажа, погибших в катастрофе. На вопрос, есть ли новости от греков, ответили, что пока нет. Это связано с тем, что продвижение дела у Pavlakis, Moschos&Associates связано с публикацией отчета МАК, и это должно произойти на днях — "привязано к годовщине".

Таким образом, спустя 2 года тайна о причинах крушения Boeing 737 может быть раскрыта.

Кстати

Напомним, авиакатастрофа с участием "Боинга 737" в аэропорту Казани произошла 17 ноября 2013 года. На борту находилось 44 пассажира (в том числе сын президента РТ Ирек Минниханов и глава ФСБ по республике Александр Антонов), а также 6 членов экипажа - все они погибли.

Сегодня в международном аэропорту "Казань" состоится траурный митинг, посвященный второй годовщине со дня крушения самолета.