МАК выяснил причину авиакатастрофы в Казани и поэтому хочет запретить полеты Boeing 737?

Накануне в Росавиации состоялось совещание, посвященное заявлению МАК о необходимости приостановить действие в России всех сертификатов на самолеты семейства Boeing 737. По его итогам глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что расследование обстоятельств и причин катастрофы Boeing 737 в Казани не закончено, но заверил, что оснований для остановки полетов Boeing 737 нет, а эксплуатация самолетов "продолжится, как и раньше".

Напомним, совещание было проведено из-за сообщения, опубликованного на сайте МАК в четверг. По словам Александра Нерадько, на сайте МАК сначала появилась одна редакция заявления комитета, впоследствии она была заменена на другую. На данный момент на сайте «висит» письмо, опубликованное накануне, 6 ноября. В письме затронута тема истинных причин авиакатастрофы в Казани, которая произошла два года назад, и выдвинулась версия о небезопасности полетов всех Boeing 737.

Вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты?

Портал ProKazan.ru публикует выдержки из сообщения.

- Фактически с первого дня работы Комиссии по расследованию катастрофы самолета Boeing 737-500 VQ-BBN, происшедшей 17.11.2013 в аэропорту Казани, А. Нерадько и другими должностными лицами Росавиации неоднократно ставился вопрос, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты, а также о необходимости реализации государством разработчика и изготовителя самолета срочных доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем высоты самолетов типа Boeing 737, направленных на обеспечение возможности продолжения безопасной эксплуатации парка этих самолетов (письма А. Нерадько и других должностных лиц Росавиации).

В письме сообщается, что для изучения этого вопроса было проведено много различных исследований, однако они не подтвердили отказа системы управления рулем высоты. После этого проект окончательного отчета был подписал всеми государствами, которые участвовали в исследовании. (США, Великобритания, Бермуды, Франция).

- Однако в июне 2015 года представитель Росавиации в Комиссии по расследованию отозвал свою подпись, и руководством Росавиации была вновь озвучена позиция, что причиной происшествия явился отказ рулевого привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов типа Boeing 737, - говорится в сообщении.

Безопасны ли самолеты семейства Boeing 737?

Согласно письму, комиссия по расследованию официально обратилась в Авиарегистр МАК с информацией о позиции авиационных властей России. Авиарегистр МАК направил запрос в Федеральную авиационную администрацию США (орган первоначальной сертификации самолета типа Boeing 737) о подтверждении соответствия самолета требованиям к безопасной эксплуатации. Однако в полученном ответе не содержится вывод о том, что самолеты типа Boeing 737 находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию.

- Учитывая данный факт, а также отсутствие конкретных действий Росавиации в рамках своей компетенции по введению ограничений в эксплуатацию самолетов Boeing 737, Авиарегистр МАК был вынужден приостановить действие в Российской Федерации выданных им в процессе валидации Сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737.

Обвинения в сторону Росавиации

Фактически, МАК обвинил Росавиацию в том, что все это время не сообщалось о недостатках данных самолетов, которые влияют на безопасность полетов.

- Вызывает серьезную озабоченность, что длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов типа Boeing 737, непосредственно влияющих на безопасность полетов, Росавиация не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы России. Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергались существенным рискам.

Ведя более года переписку с Федеральной авиационной администрацией США и Комиссией по расследованию о небезопасности эксплуатации самолетов типа Boeing 737, Росавиация не реализовала своего права, предусмотренного Воздушным кодексом России, на введение ограничений эксплуатации самолетов.

- При этом, по заявлению Президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России: «лайнеры Boeing 737 находятся в Ирландском и Бермудском реестре, российское государство не несет за них ответственность с точки зрения поддержания летной годности». Вызывает удивление мнение ряда экспертов и лиц, которые пытаются отрицать очевидную связь решения Авиарегистра МАК с безопасностью миллионов пассажиров.

В конце письма МАК обратился к Росавиации с просьбой довести до всех заинтересованных сторон позицию о необходимости срочных доработок самолетов. И сообщил, что не будет вмешиваться в компетенцию Росавиации и принятие ею решения.

- МАК ожидает, что Росавиация доведет до сведения всех заинтересованных сторон, включая эксплуатантов Российской Федерации, свою позицию о необходимости срочных доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем высоты самолетов типа Boeing 737.

Полагаем, что Росавиация и Федеральная авиационная администрация США незамедлительно сообщат свое совместное решение по дальнейшей безопасной эксплуатации самолетов типа Boeing 737. МАК полагает, что реальные и необходимые незамедлительные действия по безопасности эксплуатации самолетов Боинг 737 не будут подменяться пиар-деятельностью и оказанием давления на органы независимого расследования и сертификации.

Что будет дальше?

Несмотря на итоги совещания МАК все же продолжает изучать вопрос безопасности полетов Boeing 737. Комитет приступил к рассмотрению полученных от Boeing материалов в отношении самолетов данного семейства.

- По результатам встречи 6 ноября Авиарегистр МАК оперативно получил позицию компании Boeing по данному вопросу и приступил к рассмотрению полученных материалов, - говорится в последнем сообщении МАК.

Напомним, авиакатастрофа с участием "Боинга 737" в аэропорту Казани произошла 17 ноября 2013 года. На борту находилось 44 пассажира (в том числе сын президента РТ Ирек Минниханов и глава ФСБ по республике Александр Антонов), а также 6 членов экипажа - все они погибли.