Эксперт рассказал, реально ли взломать светофоры в Казани и почему на дорогах нет креатива
Сегодня за безопасность на дорогах в Казани отвечают 336 светофорных объектов. 315 из них подключены к "Автоматизированной системе управления дорожным движением". В 2017 году планируют ввести в эксплуатацию еще 15 объектов.
О прошлом и будущем казанских светофоров корреспондент портала ProKazan.ru пообщался с начальником АСУДД Казани Эдуардом Нурмиевым.
- Почему в Казани так много светофоров? В Набрежных Челнах населения в 2 раза меньше, и на весь город около 40 светофоров.
- Набережные Челны и Казань отличаются друг от друга планировкой. В Челнах, например, в основном проспекты и большинство перекрестков без левых поворотов, к тому же там очень много транспортных развязок. Город проектировался с нуля в Советском Союзе, поэтому многие моменты были учтены. А в Казани солнечная схема - улицы расходятся не параллельно друг другу, а подобно лучам солнца. То есть в столице Татарстана без светофорного регулирования - никуда.
- Казанцам хватает такого количества светофоров?
- Люди у нас избалованные. Чуть что произойдет в городе, сразу говорят: давайте светофор поставим. Многие считают, что если поставить светофор на перекрестке, то водители перестанут сбивать пешеходов. На самом деле лихачи зачастую игнорируют запрещающие сигналы и спокойно пересекают улицы на красный.
- Иннополис - город, который также строится с нуля. Сколько там планируется светофоров?
- Насколько я знаю, в Иннополисе по проекту должно быть 7 светофорных объектов. Пока планируется установить один светофор - возле пожарной части. Он будет предназначен для выезда пожарных машин.
Сейчас в Казани используется адаптивная система управления движением. И если предыдущее поколение системы отдавало приоритет основным улицам в ущерб поперечным, то нынешняя эффективно управляет всеми потоками. Специалисты задают предельные значения работы сигнала светофора для каждого направления. Дальше система регулирует дорожный поток сама, но не выходя за рамки установленных границ.
- Может ли случиться так, что в Казани отключатся все светофоры.
- Это маловероятно. Я не говорю, что светофоры неуязвимы, но какова вероятность, что все человеческие клетки отомрут одновременно? Приведу пример. Если сбили детектор транспорта, светофор не перестанет работать. Вместо того, чтобы делать подсчет трафика в режиме реального времени, система скачает информацию из базы данных за предыдущие дни. То есть, светофор будет работать в псевдоадаптивном режиме до устранения всех неполадок.
Кстати, стоимость одного светофора - 8500 рублей. Трехсекционного - 16500.
Надежность системы специалисты объясняют просто - дублирование. Оно во всем. Отключится электричество - питание пойдет по второй линии, выйдет из строя один светофор - транспортным потоком будет управлять дублирующий. Сервера, обслуживающие систему, стоят не только в "АСУДД" Казани, но и в дата-центре ГИБДД. Выключится один — управление возьмет на себя другой.
- А часто ли «выгорают» светофоры?
- Раньше в Казани были ламповые светофоры. Когда в 2005 году наша организация только создавалась, у нас три экипажа целыми днями ездили по городу — лампочки меняли. Если не ошибаюсь, в 2012 году последний ламповый светофор в Казани заменили на светодиодный. Срок службы у новых светофоров — 10 лет.
"Если хакер разберется в нашей системе - возьмем его на работу"
- В фильмах иногда показывают злых хакеров, которые перехватывают управление светофорами и устраивают дорожный коллапс. В Казани такое возможно?
- Все секреты раскрывать не буду, скажу лишь, что система защищена. Даже если каким-то невероятным образом у злоумышленника окажутся пароли доступа и специальное программное обеспечение, то он сможет вывести из строя один светофор на месте. Но сделать так, чтобы пустить два направления навстречу друг другу - такое невозмножно, потому что все конфликты в системе прописаны.
Скажу больше, у нас тут порой людей годами не можешь научить, как работать с нашим програмным обеспечением. А вы говорите, что появится человек с улицы, который разбирается в системе контроля движения. Да его сразу на работу к нам брать можно!
О креативных светофорах и солнечных батареях
- Есть ли будущее у светофоров на солнечных батареях?
- В Казани такой светофор установлен на улице Бухарской. На мой взгляд это не для нашего региона, так как у нас месяцев 6-7 в году солнца практически нет. Опыт эксплуатации такого светофора показывает, что раз в месяц на нем нужно полностью менять аккумулятор. Дело в том, что солнечная панель не может зарядить его зимой. Если поставить панель в 2 раза больше, то летом лишнюю энергию надо куда-то скидывать.
- Недавно прошла новость, что в Европе появился "женский" светофор. Там зеленым и красным человечкам добавили юбку. В Казани появятся когда-нибудь креативные светофоры?
- У нас есть ГОСТ, по которому мы и работаем. В нем не предусмотрен креативный светофор. Я согласен - красиво, но зачем? Какой смысл? Светофор лучше виден будет? Вы съездите в Европу - наши светофоры на их фоне выглядят так, словно из будущего. Более того, нигде в Европе вы не увидите табло обратного отсчета - это только у нас.
О том, почему иногда светофоры "шалят"
- Казусы случаются с водителями?
- Бывает. К нам однажды пришел водитель, попавший в ДТП и обвинивший в нем светофор. Говорит, раньше зеленая стрелка на светофоре загоралась на 26 секунде. А в тот день не загорелась, но он по привычке начал движение, хотя горел красный сигнал. Да, мы периодически меняем время на светофорах - жизнь же не стоит на месте. И водители не понимают простой вещи: надо ориентироваться не по табло обратного отсчета времени, а по светофору. Нет в правилах дорожного движения термина "табло обратного отсчета", есть - "светофор".
- Почему иногда табло обратного отсчета сбрасывается? Было, например, 20 секунд до смены сигнала, а потом сразу 0?
- На локальных светофорных объектах есть программы "Утро", "День" и "Вечер". Бывает моменты, когда идет смена режимов, счетчик сбрасывается. Но это не значит, что можно начинать движение. Всегда смотрите на светофор.