Дети цирковых акробатов из Казани спят на репетициях, пока родители парят под куполом
Семейная пара акробатов из Казани Елены и Михаила Канаковых выступает в цирке уже около 18 лет. Свой путь в цирк они открыли из спорта. Когда-то давно их заметили на тренировке.
- Мы тогда уже заканчивали с карьерой, а работой тренеров много не заработаешь, - вспоминает Михаил Канаков. - Однажды на тренировке к нам подошли из цирка, сказали: «Хотите попробовать?». Так и начали репетировать в цирке, а через полтора года составили свой номер «Русская палка». До сих пор с ним выступаем. Говорят, была такая забава на Руси, а вот с 60-х годов номер начал исполняться в цирке.
Артисты навсегда распрощались со спортом и тут же поняли, чем отличается работа спортсмена от артиста цирка.
- Это работа, которая приносит удовольствие, как в материальном плане, так и общение со зрителями, - продолжает Михаил. - Спорт так не заряжает. Психологически это другая работа. Спорт – это труд, когда ты каждый день тренируешься, но соревнования у тебя редко. А здесь ты каждый день работаешь, и выходишь на люди регулярно, на гастролях за границей мы выступаем даже каждый день. И каждый день эмоции, адреналин. А в спорте это от соревнований до соревнований.
За столько лет работы пара хоть и привыкла, но до сих пор волнуется перед каждым выходом на арену.
- Это всегда так. Но вот включился свет, зазвучала музыка, и организм пошел работать. Первую комбинацию еще трясет иногда, а потом уже поспокойнее. Когда полный зал, работаешь совсем по-другому. Ничто так не заряжает артиста, как реакция зрителей.
"Не опасней, чем на кране"
Свою работу Елена с Михаилом называют опасной, но не настолько, чтобы хвататься за голову.
- Это опасно, но не более опасно, чем работать на кране – там тоже люди падают. Единственное, что чем старше становишься, тем сложнее: прикипаешь к дому, хочется что-то сделать по хозяйству, начинаешь заставлять себя, а уж если длительный перерыв, то совсем тяжко приводить себя в форму. Когда были моложе, без детей, было по-другому.
За 15 лет у нас были три серьезные травмы: колено и голеностоп и бороду разбил. В основном это сопутствующие боли: спина, палец однажды вывихнула на арене – это мелочи. Фаланги болят очень долго, но пальцы – не ноги. Сейчас помогает привычка: мы столько лет изо дня в день делаем эти номера, что мышцы привыкли, а сделай шаг вправо-влево, все будет болеть.
Младенцы цирка спят прямо на арене
У супругов двое детей. Оба раза после родов Елена выходила на тренировки уже через полтора месяца. И старшего, и младшего приносила с собой на репетиции в переносной люльке.
- Однажды была забавная ситуация в метро: мы носили сына в переносной сумочке, - со смехом рассказывает Елена. - А раньше в метро часто тормозили, проверяли сумки. Однажды нас остановили и заставили показать, что в сумке. Милиционеры никак не ожидали увидеть там ребенка!
А на репетициях дети просто спали. Поели, "поагукали" и спать. Мы тогда начинали выступать на Цветном Бульваре, условия хорошие: тепло, душ, чисто. Мы боялись только, что молоко пропадет, но нет, молока хватало надолго.
Определенного распорядка дня супруги не придерживаются. Отвечают только: «Зарядку дома мы не делаем». Строгих правил правильного питания тоже не держат.
- Я вот не могу без мяса, - говорит Михаил. - И бывает так, что на гастролях приезжаем в город поздно ночью. Куда идти есть? Конечно, в Макдоналдс или Денер. А чего гадость-то не съесть? Не каждый день, конечно, но ведь и хорошая еда каждый день надоедает.
Елена и Михаил отрицают стереотип, что в цирк – искусство исключительно семейное. По словам артистов, попасть в цирк может каждый желающий.
- Кто-то занимается в цирковых школах, кого-то вытаскивают из спорта, а кого-то на улице увидели. У нас здесь есть мужчина, который всю жизнь играл в оркестре, но был физически силен от природы. А групповому номеру нужен был «нижний». Попросили его, он попробовал, понравилось. Было бы желание, понимаете, а так хоть на кастинги ходи!
Кем станут их дети, они пока не знают.
- Старший занимается спортом. Захочет он в цирк или нет, сам решит. Главное, чтобы бездельем не маялся, чтобы ни одного свободного дня не было. Если захочет в цирк – замечательно, нет, ну и слава Богу. Лишь бы работа приносила удовольствие. А мы будем прыгать, пока есть здоровье, а там посмотрим, - говорят супруги.