ЕГЭ-2014: названы самые типичные ошибки

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал результаты ЕГЭ-2014 по девяти предметам по выбору, в том числе самому популярному из них — обществознанию, передает "Интерфакс".

Методические рекомендации учителям по предметам на базе итогов ЕГЭ этого года публикует сайт ФИПИ. Согласно представленным материалам, эксперты положительно оценивают качество заданий Единого госэкзамена, однако отмечают типичные пробелы в подготовке российских школьников.

Так, по самому популярному ЕГЭ по выбору — обществознанию — значительное число выпускников неверно ответили на вопросы, связанные с положениями Конституции России.

"Экзамен выявляет довольно существенные пробелы в усвоении вопросов функционирования общественных институтов, в первую очередь государства, а именно положений Конституции РФ, касающихся правового статуса гражданина, основ государственного устройства страны, полномочий высших должностных лиц и органов власти, реализации принципа федерализма", — говорится в материалах ФИПИ.

Кроме того, по мнению экспертов, знания школьников фрагментарны — они при подготовке ответа по обществознанию не всегда могут использовать информацию, полученную в рамках школьных курсов по географии, истории и литературе.

Анализ результатов тестовой части ЕГЭ по географии, в свою очередь, показал, что многие выпускники путаются в размещении природных зон и не понимают, как распределяется тепло в пределах различных территорий.

Экзамен по истории показал, что школьники плохо знают события Гражданской войны и, в принципе, хуже всего отвечают на вопросы, которые относятся к началу XX века.

"Особое внимание хотелось бы привлечь к проблеме изучения истории внутрипартийной борьбы и формирования режима личной власти И.В.Сталина. Ежегодно задания по данной теме выполняются участниками экзамена крайне слабо", — отмечается в материалах ФИПИ.

В ЕГЭ по литературе, согласно докладу, сложности у выпускников по-прежнему вызывает вторая часть (B) — задания с кратким ответом. Эксперты выделили несколько типичных ошибок — школьники нередко пытаются придумать собственный литературоведческий термин, путаются в различных понятиях и не могут правильно определить стихотворный размер.

Экспертная группа по английскому языку, в которую входит автор учебников Мария Вербицкая, в своих материалах выступила против удаления части с выбором ответов (А) из ЕГЭ. Эксперты сослались на опыт международных языковых экзаменов, где аналогичная часть присутствует, и заявили, что задания с выбором ответом из нескольких предложенных в языковом тесте могут оказаться самыми сложными (в отличие от других ЕГЭ), потому что их сложнее угадать. Вместе с тем, по данным экспертов, хуже всего выпускники знают английскую грамматику и лексику, при этом лучше всего они выполняют задание на чтение и аудирование.

По биологии эксперты отмечают слабое знание выпускниками состава ДНК и РНК и процессов деления клеток. В то же время, по их оценке, на вопросы по генетике школьники стали отвечать лучше.

Анализ результатов ЕГЭ по физике показал, что школьники неплохо знают формулы, но не могут объяснить сущность повседневных явлений.

"Очевидно, анализ реальных жизненных ситуаций необходимо чаще включать в учебный процесс", — говорится в материалах ФИПИ.

По химии выпускники часто не могли вспомнить свойства неорганических веществ, качественные реакции на неорганические вещества и ионы, а также испытывали сложности с идентификацией органических веществ.

Как ожидается, анализ результатов обязательных ЕГЭ — по русскому языку и математике — появится на сайте ФИПИ позже, по мере подготовки экспертных докладов.