Российские летчики сбежали от Талибана*: со дня подвига прошло 25 лет

25 лет назад, 16 августа 1996 года, российские летчики казанской авиакомпании “Аэростан” смогли сбежать из Кандагара, из плена движения Талибан (запрещенная в РФ террористическая организация). Пленные угнали собственный самолет ИЛ-76, и на нем покинули Афганистан.
Ил-76ТД. Фото: Wikimedia Commons
Сегодня весь мир обсуждает, как запрещенная в России организация захватывает власть в Афганистане.

Силы Талибана* захватили Кабул, столицу Афганистана, 15 августа. Однако, афганские войска начали отступление еще 12 августа — после падения Кандагара и Герата. 14 августа пал Мазари-Шариф, который считался опорным пунктом афганских властей на севере. Утром 15 августа был сдан Джелалабад последний, не считая столицы, крупный город, который был под контролем правительства. Президент Афганистана Ашраф Гани бежал из страны. Источник: РБК

Фото: Xinhua/TASS

Исламистское движение Талибан* создали под патронатом пакистанских военных и спецслужб в 1995 году для борьбы с просоветским афганским правительством Наджибуллы. Талибам также противостоял Северный альянс на севере Афганистана, представленный в основном этническими таджиками и узбеками. В 1996 году Талибан* разгромил афганскую армию и Северный альянс, захватив Кабул и основав Исламский Эмират Афганистан, введя там шариатские законы. Совбез ООН и Россия в 2003 году признали Талибан террористической организацией.

Фото: AP / TASS

Слово “Талиб” переводится как “ученик”, а окончание “ан” указывает на множественное число - “два ученика”. Официальной религией талибов является такое направление ислама, как ашаризм. Под запретом находятся телевидение, музыка и музыкальные инструменты, изобразительное искусство, алкоголь, компьютеры и Интернет, шахматы, белая обувь (белый — цвет талибского флага), обсуждение секса в открытой форме и многое другое.

Спецслужбы говорили, что в курсе, но их “не слышат”
Командир самолета ИЛ-76 Владимир Шарпатов в комментарии РИА “Новости” заявлял, что складывающаяся ситуация в Афганистане является реальной угрозой для России.
По его словам, талибы делились планами по захвату бывших азиатских республик еще тогда, в 96-ом году:

“Они говорили: "К нам присоединятся наши бывшие азиатские республики". А я говорю: "Ну, не все же с вами согласятся". Талибы отвечали: "А мы их заставим, они никуда не денутся"”, — приводит слова В. Шарпатова РИА “Новости”.

Раннее мы сообщали, что во временное правительство Афганистана могут войти лидеры татарской общины.

Вспоминаем подвиг российских летчиков

Экипаж самолета ИЛ-76 должен был доставить ящик с патронами для автомата Калашникова и полетел в Баграм (Северный Афганистан). Патроны везли войскам “Северного альянса”, которые тогда как раз боролись с набирающим силу движением Талибан*. В экипаж входили семь человек: командиром был Владимир Шарпатов, вторым пилотом — Газинур Хайруллин.

Фото: Reuters Экипаж Ил-76ТД

Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героя России. Остальных членов экипажа удостоили орденом Мужества.

Самолет перехватили над Афганистаном и потребовали посадки для проверки груза. Так весь экипаж стал заложником у Талибов.

“Приземлился, а там уже толпа ждет. Мы потом проанализировали, что им было известно о нашем полете заранее. О нас им сообщили. Я не могу наверняка утверждать, кто именно. Там есть несколько вариантов”, — рассказал В. Шарпатов в интервью RT.

При досмотре груза обнаружили, что кто-то вместе с патронами загрузил ящик с малокалиберными снарядами, запрещенными к перевозке — это и стало поводом для задержания самолета.

Фото: Reuters Боеприпасы на борту Ил-76ТД

“Привезли нас в гостиницу губернатора Кандагара, перевели в своеобразные кладовки с плоской крышей и забором. Только небо и небольшой туалет, окошко зарешеченное. Один из афганских купцов попытался нас выручить, но не смог помочь, — вспоминал командир экипажа. — Через какое-то время я отозвал второго пилота, сказал, что надо будет напроситься на самолет, взлететь и вернуться в Эмираты. Через некоторое время мы установили дежурства, учили английский, строили планы на будущее”.

“Мы должны выразить особую благодарность Шаймиеву (Минтимер Шаймиев, в 1996 году президент Татарстана), он очень много делал, чтобы нас оттуда достать. Он талибам деньги предлагал, присылал муллу своего, чтобы их убедить отпустить нас, но они не соглашались”, — рассказал командир.

Фото: пресс-служба президента РТ. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, премьер-министр Татарстана Фарид Мухаметшин и члены экипажа Ил-76ТД

По словам В. Шарпатова, когда вопрос с освобождением экипажа был решен, полевые командиры, которые прибыли в Кандагар, дали понять, что если пленных отпустят, то они самолет взорвут и перейдут на сторону “Северного альянса”, поэтому все сорвалось.

“Когда вопрос с нашим освобождением был практически решён и у Ирана и ОАЭ уже запросили номера разрешения для нашего перелета, об этом узнали полевые командиры, которые прибыли в Кандагар, и они заявили, что если нас согласятся отпустить, то они самолет взорвут, экипаж уничтожат и перейдут на сторону «Северного альянса», — пояснил В. Шарпатов. — Но наш радист попросил, чтобы нам все-таки передали номера разрешений для пролета границы Ирана и ОАЭ. Они действовали до конца августа”.

Позже российских летчиков начали допускать до самолета и даже разрешали маневры по рулежной дорожке. Однажды в ходе таких маневров лопнула шина — так у экипажа появилась возможность выбраться на аэродром, чтобы поставить запаску.

Фото: Wikimedia Commons Аэродром Кандагара

Побег экипажа ИЛ-76ТД из Кандагара

Владимир Шарпатов:

Когда мы сменили колесо, нас собрались вернуть в тюрьму. Но мы их убедили, что нам надо ещё двигатели опробовать. Мы решили взлетать в любом случае. Все дали согласие. Штурман сказал, что, когда нас везли, он увидел, где находится штаб талибов. Если подобьют, то мы туда спикируем.

Вспомогательная силовая установка при запуске выключилась. Автоматика отрубала подачу топлива на ВСУ, так как пошел перегрев турбины. Талибы спросили, что делать. Мы предложили подождать часик, чтобы ВСУ охладилась. Я вышел из кабины, отбросил ржавое ведро, встал под крыло, простоял минут сорок. Потом подошёл инженер и сказал: "Ушли молиться, в кабине три автоматчика".

Фото: Reuters Члены экипажа ИЛ-76ТД

Один двигатель мы успели запустить, от него запустили второй. Радист связался с вышкой и, чтобы усыпить бдительность талибов, попросил разрешения порулить по аэродрому. Вышка молчала, наверное, диспетчер тоже ушёл молиться. Я на двух двигателях начал выруливать, на ходу запустили мы остальные, включили оборудование. Разворачиваюсь на скоростную рулёжку с магистральной, мне докладывают, что едут «Урал» и автобус, чтобы перекрыть нам взлётную полосу. Делать нечего, я пошёл на взлет. Опасность была в том, что колёса могли смяться, так как они были полуспущенными. Продолжаю взлет, слева от центральной рулёжки несутся "Урал" и автобус. Они уже под крылом были, я их буквально на полсекунды опередил. У нас не хватало мощности, чтобы взлететь. Но я летал с грунтовых аэродромов до этого. На грунте надо оторваться пораньше. Поэтому я знал, что делать. Буквально с последней плиты взлетели.

Для большей скрытности самолет летел на предельно малой высоте. Чтобы обмануть талибов, взяли курс не на Россию, а на Иран. Через два часа экипаж благополучно приземлился в Шардже Объединённых Арабских Эмиратов. В ночь с 18 на 19 августа летчики вернулись в Казань.

Фото: kai.ru Владимир Шарпатов

В 2010 году на экраны вышел фильм “Кандагар”, основанный на истории побега российского экипажа из плена в Афганистане.

Фото: smotrim.ru Кадр из фильма "Кандагар"

*запрещенная на территории РФ террористическая организация