Сотрудники «водного ГАИ»: «Владельцы «крутых» катеров всегда предельно вежливы, нам дерзят водители «железок»
Мы встречаемся со спасателями на пирсе и сразу же отправляемся к одному из любимых мест отдыха горожан, на пляж Локомотив. Даже в разгар трудового дня здесь всегда многолюдно. Сотрудники ГИМС замечают посреди Казанки надувной матрац с молодыми людьми «на борту». Где-то вдалеке маленькой желтой точкой виднеется лодка с дежурными спасателями.
Наш катер, словно акула, кружится вокруг компании отдыхающих. Инспекторы делают им замечание — это собственно все, что они могут сделать в такой ситуации.
Отдыхающие игнорируют их слова. В следующий момент к месту подплывают спасатели пляжа, которые явно нервничают, увидев ГИМС. «Плот» с недовольными «пассажирами» отгоняют в сторону берега.
- С ними ничего не сделаешь, - констатирует старший инспектор ГИМС Марат Ганеев. - При этом, одного порыва ветра будет достаточно, чтобы их унесло течением или матрац перевернется, а глубина здесь 6 метров. Рядом санкционированный пляж и за этим должны следить их спасатели.
Август у спасателей ГИМС — самая горячая пора: многие казанцы планируют отпуска именно на этот месяц. Те, кому не по карману отдых на курорте, проводят его на местных водоемах. По традиции - не без алкоголя, который в большинстве случаев становится главной причиной трагедий.
- Часто бывает так: на берегу отдыхает и выпивает компания. Им становится жарко, - привел пример старший инспектор ГИМС РТ Марат Ганеев. - Кому-то в голову приходит идея — а не пойти ли искупнуться? Толпа поплавала, а потом кого-то не досчитались.
Поиски утонувших обычно идут три дня, но могут и не дать результата: тело может унести течением далеко от места трагедии.
- Потом, когда находят, документов нет, тело обезображено, потому что долго пролежало в воде, в полуразложившемся состоянии, - отмечают спасатели. Хоронят, как неопознанный труп. Почему принято, что если пошел на воду, значит, нужно обязательно выпить? Забывают про своих детей, которые купаются и бултыхаются без надзора взрослых.
За примером сотрудникам ГИМС далеко ходить не пришлось: в Менделеевске 15-летняя девочка забралась на высокий обрыв и упала в Каму. Никто не видел, как она утонула. В этот момент многочисленные родственники ребенка жарили шашлык и загорали на берегу. Тело ребенка удалось обнаружить лишь на следующий день.
Еще одна причина головной боли для спасателей — это судоводители. И вот, что удивительно, чем «круче» катер — тем проще человек, утверждают инспекторы ГИМС. Такие почти всегда в ладах с законом: и документы в порядке, и судно зарегистрировано по всем правилам. Грубостью и даже угрозами экипаж встречает категория водителей «попроще»:
- Владельцы дорогих катеров ведут себя очень скромно, порядочно и доброжелательно, потому что, чем выше положение в обществе, тем унижаться из-за какого-то нарушения не солидно, - рассказал ProKazan.ru инспектор ГИМС. - Другое дело, водители обычных «железяк»: они часто катаются без жилетов, пьяные, без прав. Сколько было случаев, когда человек так вываливался из лодки и попадал под винты мотора! Правила поведения на воде нужно соблюдать неукоснительно, это не земля, здесь не встанешь, как на твердую землю. Никто не знает, что там, внизу.
Сотрудники ГИМС не случайно называют себя «водным ГАИ»: здесь почти все также, как на дороге, только вместо ремня безопасности, внимание на жилет. Точнее, его наличие - в идеале он должен быть надет, или просто находится в доступном месте. Если «поймали» пьяного водителя, судно отправляют на штраф-стоянку, а водителя — на медосвидетельствование. Решение о лишении прав принимается судом. Правда, до крайних мер доходит редко: пока всего два случая с начала лета.
Недавно инспекторы остановили лодку, которой управлял сильно нетрезвый мужчина. Кроме него в судне находились жена и трое детей. Нарушителя пришлось задержать, а его семью спасатели отвезли домой. Неизвестно, чем могла закончится такая поездка...
От таких водителей, говорят спасатели, одни неприятности: были случаи, когда моторные лодки близко к берегу, где купались люди и они попадали под винты.
Когда река стягивается льдом, работы у инспекторов ГИМС меньше не становится. Наоборот, все их внимание направлено на ледовую переправу и рыбаков, которые на льдинах пускаться в «великое плаванье» и ищут приключения.