· 16+ · Саша Гром

Рустам Минниханов о вороватых чиновниках: "Иногда мы перегреваем себя борьбой с коррупцией"

Рустам Минниханов в интервью журналу "Эксперт" ответил на вопрос о коррупции и методах борьбы с нею.

Давайте поговорим об искусстве управления. Меня интересует ваше мнение по вопросу, который с обывательской точки зрения является вопросом номер один. Это коррупция. Действительно коррупция все съедает? Или это не совсем так? Или можно обходить эту проблему?

— Иногда мы перегреваем себя борьбой с коррупцией. По сути, мы должны минимизировать риски в плане того, чтобы чиновник как человек, принимающий решения, вступал в какие-то коррупционные контакты. Для этого, во-первых, есть регламенты по всем видам государственных услуг. Во-вторых, есть электронная форма — наиболее удачная, на мой взгляд. Ну и потом, есть опыт стран, которые этот путь прошли. Коррупция везде есть в той или иной степени, просто мы о ней говорим, как мне кажется, больше.

Недавно был арестован бывший министр внутренних дел Китая, у него нашли активов на 14 миллиардов долларов. Причем он ведь не один такой бывший, в Китае таких много, тем не менее Китай уже тридцать лет растет огромными темпами. По-видимому, это не главное. Это мое мнение. По-видимому, это такая отговорка.

— Нет, это не отговорка. Коррупция там, где есть деньги, где есть активы.

Она всегда есть, конечно.

— Там, где нищета, объемы коррупции, конечно, поменьше. Объемы и порождают коррупцию. Но нельзя все время бороться с коррупцией. Вот есть опыт Сингапура, который сегодня является эталоном. Но там сыграли человеческий фактор и принятые законы. Мы многие вещи перенимаем у них, и в масштабах нашей страны много принимается решений, но нельзя все время говорить о коррупции, все время искать каких-то врагов. Надо заниматься созиданием. Наверное, коррупционеры будут появляться, но не надо из этого делать шоу. Вообще, прежде чем объявлять какого-то чиновника коррупционером, нужно дождаться решения суда. У нас же обычное дело: только заподозрили — уже все попадает на телевидение и в газеты. Мы очень много сил уделяем этому и тем самым бросаем тень на честных людей, которые работают в органах государственного или муниципального управления. Это неправильно. Везде, во всех сферах, в том числе и в частных компаниях, есть коррупция. Но там с ней борются иначе. А мы больше шуму создаем. Есть закон. Закон должен карать эти проявления, но делать из этого шоу, чем мы сегодня иногда увлекаемся, значит наносить вред всей нашей государственной системе.

Вы сами с каким количеством людей взаимодействуете? Сколько у вас подчиненных? Сколько проектов вы ведете, сколько проектов у вас в голове? О каком количестве дел вы помните?

— В Татарстане есть тридцать программ, которые реализуются под крылом государства. Основные параметры всех этих программ я знаю. Это моя работа. Я знаю, конечно, и все основные проекты, которые реализуются в республике.

И сколько примерно людей находится с вами в контакте?

— Не знаю. Много. Во всяком случае, в моем окружении не только мои помощники, но и руководители районов, и главы крупнейших предприятий. Вы же помните, в некоторых плохих учебниках написано, что у любого руководителя должно быть семь контактов. Знаете, это полная чушь! У хорошего руководителя должно быть гораздо больше контактов.

Бюрократическая система, пожалуй, работает сложнее, чем корпоративная. Как вдохновлять чиновников? Как атмосферу созидания создавать? Есть ли у вас рецепт этого? Может быть, больше наказывать, пугать или, наоборот, поощрять?

— Я не думаю, что есть большое отличие — управлять большой корпорацией или большой республикой. Думаю, это примерно одно и то же, но механизмы разные, результаты разные. В корпорации, в компании у тебя один критерий: есть у тебя доход или нет. Если нет — ты банкрот. И всё! А в государственном управлении, по сути, та же работа с людьми, которым ты оказываешь множество услуг. И в принципе ты, возможно, даже хорошо работаешь, но оценки тебе выставляют негативные. Потому что где-то что-то у нас пробуксовывает, система недорабатывает. Более четко оценить результаты работы на уровне государственной власти сложнее, чем в частной компании. А так, я думаю, что больших различий нет.