Расшифровка бортового самописца: пилот сам отправил Boeing в пике
Специалисты лаборатории Межгосударственного авиакомитета склоняются к версии о человеческом факторе. Там сейчас занимаются расшифровкой бортовых самописцев, сообщает газета "Коммерсант". Напомним, что вчера к расследованию дела о крушении самолета в Казани приступили московские эксперты. Из нескольких версий они склоняются к ошибке пилотирования.
Накануне на месте ЧП побывал председатель следственного комитета России Александр Бастрыкин, который распорядился, чтобы уголовное дело из Приволжского следственного управления на транспорте было передано в главное следственное управление центрального аппарата ведомства.
В авиакомпании "Татарстан" серьезные проблемые с лайнером отрицают. Председатель совета директоров "Тулпар" Азат Хаким сообщил "Ъ", что очередная проверка и обслуживание самолета были проведены 15 ноября и никаких неисправностей у него не выявили. Господин Хаким полагает, что причиной катастрофы стала ошибка пилотирования.
- Я почти уверен в этом. Характер падения говорит о том, что самолет потерял скорость и просто свалился,— сказал он.
Заходя на посадку примерно в 4 км от торца полосы аэропорта, командир экипажа Boeing Рустем Салихов связался с диспетчером, сообщив ему, что машину не удалось установить в так называемую посадочную конфигурацию. То есть, например, выпустить все закрылки и шасси. Запросив разрешение на второй круг и получив его, господин Салихов начал набор высоты. В этот момент и случилось ЧП. Во всяком случае допрошенный следствием диспетчер утверждает, что самолет продержался в воздухе буквально несколько секунд после последнего сеанса связи с его экипажем.
По одной из версий, набрать высоту экипажу могло помешать обледенение машины, возникшее при прохождении низкого облачного слоя. Налипший на рулях и закрылках даже небольшой слой льда мог нарушить аэродинамические характеристики машины.
Аварийная ситуация могла возникнуть и из-за технической неисправности. Например, продолжились проблемы с закрылками, или пилоты, пытаясь набрать высоту, не смогли вывести двигатели машины во взлетный режим.
Тем не менее экспертам кажется более реальной версия о серии ошибок пилотов, которые могли привести к трагедии. Начаться они могли на подлете к полосе из-за того, что самолет не удалось вписать в глиссаду — наклонную прямую, по которой происходит снижение на посадку.
Свою ошибку летчики попытались компенсировать маневрированием, а когда это не получилось, сообщили диспетчеру о нарушениях в конфигурации, чтобы исправить все на втором круге. Однако выйти на него не удалось. Возможно, набирая высоту, пилоты слишком высоко задрали нос машины, превысив таким образом допустимый для Boeing угол атаки. Из-за этого лайнер мгновенно потерял скорость и свалился в штопор.
Раскрутиться ему не позволила слишком маленькая высота, поэтому на первом же витке он ударился о землю не крылом, а носом.