Казанские эксперты рассказали, почему падают самолеты
Участники Круглого стола:
Рашит Абубакиров, пилот, автор книги "Место работы — небо". | Артур Насрутдинов, начальник службы продаж авиакомпании "АК БАРС АЭРО". |
Место проведения: Национальная библиотека Татарстана.
Модератор: Иван Скрябин.
"Старых самолетов не бывает"
Артур Насрутдинов: Надо исходить из того, что самолеты делятся не на западные и не западные, старые и новые, а на готовые к вылету и не готовые к нему. Нельзя говорить о том, что самолет устарел, если он выполняет свои функции на сто процентов. Оценивать нужно как техническое состояние воздушного парка авиакомпаний, так и систему подготовки людей, которые занимаются управлением воздушных перевозок, обеспечением безопасности, полетами.
Рашит Абубакиров: Часто говорят о списании устарелых самолетов, но что придет им на смену? Вопрос открытый. С развалом Советского Союза наша техника не может конкурировать с западной. Отечественные самолеты уступают по многим параметрам, главный из которых — это двигатели. Если импортные могут отработать без поломок 26 тысяч часов, то наши выходят из строя уже после 900.
"Летчики учатся на "допотопных" тренажерах"
Артур Насрутдинов: После крупной авиакатастрофы у нас принято искать крайнего. Но никому нет дела до того, что в течение 20 лет в системе профессиональной подготовки пилотов никаких изменений не происходило. Ежегодно летные училища выпускают 350 пилотов, из которых только половина доходит до управления самолетами. Тем временем авиакомпаниям ежегодно требуется 700 пилотов, сегодня объем перевозок увеличился и достиг уровня 1993 года.
Рашит Абубакиров: Авиакатастрофы происходят по причине недоученности пилотов, но авиакомпании вынуждены принимать тех, кто есть. Других у нас нет. В училищах летчики проходят подготовку на "допотопных" тренажерах самолета "АН-2". Да, он дает начальные навыки, но это не то, что требует современная техника. Обучение должно быть адекватным и современным.
Артур Насрутдинов: Действительно, после 1991 года пилоты стали подходить к самолетам на «будьте любезны», потому что в летных училищах их учат на "ЯК-40", а в авиакомпании они приходят на "Боинги". Сегодня некоторые авиакомпании предлагают решить вопрос с нехваткой кадров привлечением на работу иностранных граждан. Эта идея не приведет ни к чему хорошему, так как авиация — это стратегическая вещь, случайных людей здесь быть не должно.
Рашит Абубакиров: Когда советские пилоты переучивались на "Боинг-737", то проходили курс теоретической, тренажерной и практической подготовки (16 часов за штурвалом самолета), теперь ситуация изменилась: пилоты не летают — только теория и тренажер, а за штурвал садятся только в авиакомпаниях.
А как у нас?
Артур Насрутдинов: Правительство России не осуществляет прямого субсидирования региональных авиаперевозчиков. Вместе с тем, существуют программы, в рамках которых авиакомпаниям предоставляют льготы на авиабилеты для определенной категории граждан. К счастью, Татарстан — это один из немногих российских субъектов, где власти поддерживают региональные авиакомпании и аэропорты. Посудите сами: у нас их три, два из которых международные, около 20 местных аэродромов.