Историки: "Чингиз-хан не был приверженцем какой-то религии"
В течение трех дней специалисты в области Золотой орды будут обсуждать в Казани мельчайшие подробности и ньюансы значительного периода истории. С 19 по 21 марта пройдет уже третий Международный форум, посвященный Золотой Орде. Историки со всей России, а так же из Великобритании, Украины, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана
обсудят свои точки зрения и гипотезы на этот раз относительно конфессиональной ситуации в величайшем государстве, периода его расцвета, аспекты монетного дела и денежного обращения.
В своем докладе петербургский ученый, доктор исторических наук Марк Крамаровский рассказал о том, что в 13 веке в Золотой Орде господствовало лояльное отношение к другим религиям и либеральное отношение к золоту и серебру как к социальным факторам.
Не противоречя его словам, пермский историк, кандидат наук Олег Лушников рассказал о том, что, например, Чингиз-хан не был приверженцем какой-то религии, ислама в частности. Он был посредником в обществе со всемогущим богом — мусульмане, христиане, идолопоклонники были для него равны. В государстве было сложные конфессиональные отношения.
- 13 век прошел под знаком христианства, с 14 века возрастает влияние мусульманства, ислам начинает укрепляться как государственная религия. Естественно, последовали религиозные гонения, пересматривались отношения с христианами. Последовал длительный процесс становления мусульманского общества, но государство продолжало часто опираться на подвластные народы.
Доктор наук из Казани Дамир Исхаков рассказал о том, что во времена правления Узбек-хана было еще невозможным ввести на территории Золотой Орды законы Шариата. А при проведении Курултая в 1334 году знать и хан Узбек угощались медовым вином.
- Все пили этот напиток, это не считалось зазорным, - доложил Дамир Исхаков. - По градусам он соответствовал пиву. Они садились в отдельные палатки, где знать могла позволить себе выпить, - и это не делало из них немусульман.