Главный инженер "Метроэлектротранса" рассказал о сроках сдачи "Дубравной"
Казанское метро растет с каждым годом, пассажирский поток в этом году вырос до 110 тысяч человек в день. Главный инженер МУП "Метроэлектротранс" Эльмир Закиров рассказал о том, как будет развиваться метро в ближайшие годы и поделился секретами возведения уже существующей Центральной линии.
- Скажите, вырос ли пассажирский поток за сентябрь 2014 года?
- Вообще в 2014 году количество пассажиров за один день выросло с 74 тысяч до 110 тысяч. Что касается потока за сентябрь, то точную цифру назвать не смогу, но, сами понимаете, сейчас большой поток обучающихся пошел.
- Расскажите о работах по строительству новой станции метро «Дубравная».
- На сегодня ведутся работы по организации стартового котлована. Сам котлован уже почти вырыт, сейчас вынимают грунт. Дальше пойдет подготовка к бетонированию и работа на площадке проходческих щитов.
- Когда планируется окончание проекта?
- Пока никто не отменял открытие в сентябре 2015 года. К сожалению, из-за задержки может возникнуть небольшое смещение сроков.
- Оборудование для строительства станций метро и тоннелей в Казани имеется свое или арендуется?
- Проходческие щиты у нас есть, мы даже бурили ими в Москве. Сейчас, правда, они на профилактике, насколько мне известно, но к работе они готовы и будут прокладывать тоннель к «Дубравной».
- К 2018 году планируется открытие сразу нескольких станций, возможно ли это за такой короткий срок?
- Все возможно, главное было бы финансирование. Деньги идут республиканские, а из федерального бюджета не поступают вовсе.
Нужно понимать, что помимо строительства новых станций метро, существует еще масса социальных проблем и инициатив, на которые республика должна выделять деньги.
На строительство станции в основном рассчитывается по 2 года, но если сейчас уже начинать, то объем поднимем.
- Правда ли, что у каждого проходческого щита есть имена?
- Да, правда. Всего знаю 4 — это «Сююмбике», «Алтнынчач», «Лейсан» и «Айсылу». Имена все очень красивые, но, к сожалению, я не знаю, откуда это пошло.
- Сколько метров в день может прорыть "Айсылу", например?
- По-разному, зависит от грунта. Может проходить и метр, может проходить и до сорока метров в сутки.
- Если брать грунт, с которым приходится работать в Казани, могут ли возникнуть какие-нибудь проблемы или течи?
- Нет, у нас сухие грунты, поэтому никаких проблем не возникает. О течи тоже речи быть не может, ведь в Казани относительно новые виды тоннелей с усиленной конструкцией еще и водонепроницаемы. Используются специальные резиновые уплотнители. А когда метро строят под водоемами, тоннель проходит в грунте. А там, где есть водоемы, там всегда грунты плотные.
- Почему казанское метро такое неглубокое?
- В Москве и Петербурге метро строилось до 50-х годов, отношение было немного другое, метро использовали и в качестве бомбоубежища, плюс современных материалов не было. По этой причине там глубокое метро.
А в 70-е появились новые материалы, которые позволили делать метро не таким глубоким. И это большой прогресс, ведь глубокое заложение очень дорогое, а неглубокое еще и экономнее в эксплуатации.
- Каков срок службы станции метро?
- Не менее ста лет. А чтобы станции служили не меньше положенного, мы проводим ремонтные работы, но по мере поступления какой-либо проблемы.
- А срок службы вагонов?
- У вагонов это 31 год. Поезда у нас российские — из Санкт-Петербурга и из Мытищей, со специальными антивандальными сидениями.
- Для вас, как для главного инженера, есть какая станция, которую Вы могли бы назвать любимой?
- Нет, технически они все одинаковые, они как пять пальцев — любую уколи, будет больно. Но при этом в Казани каждая станция со своим характером.
Вообще, наше метро, российское, оно отличается от метро во всем мире. У нас принято всегда вкладывать душу во все, ведь людей должно радовать.
- Расскажите, откуда берутся названия станций?
- Тут может быть несколько моментов. Название может быть по месту, где располагается, плюс исторический фактор. На некоторые станции проводят конкурс, так было с названием для станции «Козья слобода». Бывает, что проектировщик вовсе сам называет станцию.
Все станции на второй линии, например, «Сахарова», «Чишмяле» называют в зависимости от месторасположения.
- Где обучают машинистов метрополитена? И жесткий ли отбор проходят будущие работники метро?
- Машинистов мы обучаем у себя в «Казанском техникуме подземного и надземного транспорта». Отбор, действительно, строгий: по возрасту и по состоянию здоровья.
Машинисты проходят общий медосмотр и ежедневный осмотр перед началом работы и после, ведь по нагрузкам их работа приближена к летчикам.
По словам Эльмира Закирова, рост города не может обойтись без развития казанского метро, поэтому у главного инженера «Метроэлектротранс» в голове уже много новых задумок.