Директор ПАТП-4 Наиль Садреев: "Я бы не сказал, что китайский автобус плохой"
- Когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь именно с транспортом?
- Когда мне было десять лет, отец купил моторный велосипед. Он взял его для себя, но все же больше на нем ездил я, сам ремонтировал и обслуживал. Моя техника работала идеально и вскоре односельчане, у которых были подобные велосипеды, стали обращаться ко мне за помощью. И где-то с седьмого класса я решил, что буду заниматься именно этим.
Довелось ли вам самим водить автобусы?
- В 18 лет, во время учебы в челябинском политехе, я получил права. А в это время водителей отправляли на перевозку урожая — возили зерно, силос. Практиковался на старых грузовиках — ГАЗах, ЗИЛе 157, были и "эмки". На автобусах я не работал — после окончания института я сразу стал мастером участка.
- Как изменился пассажирский транспорт с тех времен?
- Раньше автобусы можно было ремонтировать практически ломом и кувалдой. А сейчас все на электронной системе. Не было такой диагностики и автобусов, насыщенных компьютерами. Есть специальные программы, которые отвечают за работу двигателя и коробки передач.
- Сколько на вашем предприятии осталось китайских автобусов?
- На сегодняшний день на нашем предприятии около 280 маршрутных автобусов. МАЗов 72 автобуса, 50 новых НЕФАЗов, 107 старых НЕФАЗов. Остальные "Хайгеры" и "Голден Драгоны". Порядка 35-40 автобусов китайского производства.
- Отличаются ли они по качеству от отечественных машин?
- Я бы не сказал, что китайский автобус плохой. Он отличный по соотношению цена-качество. Они в три раза дешевле, чем наши НЕФАЗы. Кузов у китайского автобуса намного лучше, чем на наших МАЗах и НЕФАЗах. Поэтому нужно просто уметь обслуживать, ухаживать за техникой и ездить.
Насколько охотно казанцы идут работать водителями автобусов?
- - Идут, идут. Но сейчас конечно тяжелее. Потому-что, если честно-откровенно, настолько унизили труд водителей автобусов. В прежние времена быть водителем автобуса считалось престижно. А сейчас СМИ низвели роль водителя до варвара, до бандита. Есть же у нас порядка 80% специалистов, которые работают более 15 лет. Самые идеальные люди. А когда начинают всех мешать в одну кучу, людям уже неприятно и они начинают говорить — может лучше я буду картошку возить и дрова? Ведь и пассажиров неадекватных очень много.
- Сколько получают сотрудники вашего предприятия?
- На сегодняшний день средняя заработная плата водителя автобуса составляет 30-32 тысячи рублей, некоторые получают и 50 тысяч. У кондуктора где-то 16-18 тысяч. Но ведь дело не только в деньгах — работа должна приносить моральное удовлетворение. Сейчас среди водителей легковых машин каких только хамов нет. Поэтому водитель на автобусе — он испариной покрывается, когда один рейс даже делает. Настолько тяжело. Некоторые из них даже не доживают до пенсии, умирают от сердечного приступа.
- Отвечает ли водитель за падение пассажиров в салоне?
- Если, не дай Бог, в салоне происходит падение человека, автобус моментально останавливают. Водитель не сядет за руль до тех пор, пока вновь не сдаст все экзамены и не встретится с пострадавшим, который должен подтвердить, что его не оставили, а оказали помощь.
- Возможно ли, что с одним из ваших автобусов может произойти ДТП, подобное тому, которое случилось 1 апреля на проспекте Ямашева?
- Не дай Бог, не дай Бог. От этого никто не зарекается. Но водители наши прекрасно понимают, что если что-то случилось с автобусом, нужно сразу остановиться. И если не получается устранить неисправность, нужно позвонить в службу техпомощи. А в том случае, видимо, водитель может даже услышал какой-то шум и подумал — нет, я попробую доехать. Так делать нельзя.