95-летняя жительница Казани помнит День победы и является автором научных статей

Востребована в свои 95

Этой осенью Фаине Котик пришло приглашение на один из уральских заводов с просьбой помочь внедрить разработанные ею методы. Востребованной женщина осталась благодаря тому, что после выхода на пенсию продолжила активную деятельность и опубликовала 35 научных статей по аналитической химии в московском журнале «Контроль, диагностика». Исследования, которые она проводила работая на заводе, остаются остро актуальными и сегодня, поэтому с ней, как с автором современных публикаций связалось одно из уральских предприятий.

- Они написали мне письмо, чтобы я приехала к ним на завод и помогла внедрить разработанные мной методы. При этом они отдельно обговорили, что все расходы на поездку и на проживание они берут на себя, - с улыбкой и гордостью рассказывает Фаина Котик.

Разумеется то, что женщина этой осенью отметила свой 95-летний юбилей и уже года 4 не выходит из дома, приглашающие знать не могли.

- Я не жалею, что большую часть жизни посвятила труду, иногда работая по 12 и более часов в сутки и не щадя себя. Мне приятно, если я чм-то помогла людям. Хочется сказать словами Окуджавы: «А иначе зачем на земле этой вечной живу?» - говорит Фаина Котик.

Первые годы в Казани

Жительницей Казани уроженка Белоруссии стала в 12 лет, когда бедствующая семья переехала сюда, чтобы выжить. С детства девочка была старательна и максимально трудолюбива, поэтому заканчивая 15-ую школу имени Песталоцци, несмотря на все трудности переучивания с белорусского на русский язык по всем 16-ти предметам имела только отличные оценки и приписку внизу аттестата «пользуется правом поступления в высшую школу без вступительных экзаменов». В те годы отличников на всю Казань было 10 человек, так что иметь такой аттестат было очень почетно.

- Зарплата у отца была 30 рублей, а за уроки игры на фортепиано для меня родители платили 15, - вспоминает Фаина Исаевна. - Тогда консерватории в Казани не было, и я готовилась с профессором Родзевичем поступать в Москву. Но, честно говоря, струхнула перед знаменитыми в то время именами и без экзаменов была принята со своим аттестатом в КХТИ.

Трудовой путь

По словам Фаины Котик, она прекрасно помнит, что в воскресенье 1941-го началась война, на следующий день в понедельник она защищала диплом, а уже во вторник была назначена начальником цеховой лаборатории литейного цеха завода имени Горбунова.

Был захвачен город Усмань, страна осталась без необходимого оборудования, и молодой сотруднице предстояло с нуля создать многопрофильную лабораторию. Приходилось ходить по заводам и просить хоть какие-то приборы. Отдавали, конечно же, старые , списанные или сломанные, которые она ремонтировала сама, и все-таки создала лабораторию в срок согласно приказу. Строго отбирала кадры, обучала лаборантов, принимала участие в процессе изготовления новых самолетов для фронта.

В годы войны работали в напряженном ритме, рабочий день был ненормированным, а на обед давали либо крапивные щи, либо баланду из муки, сваренной в кипятке. Продуктовый паек полностью отдавали ребенку, у которого развился рахит. Зарплата была 600 рублей в месяц, а ржаной хлеб с рук стоил 300-350 рублей.

- На заводе всегда требовалась срочность, а я стала наводить свои порядки, - рассказывает Фаина Исаевна. - Многие технологические процессы не контролировались, шло много брака. Я начала разрабатывать новые точные методики, к тому же они были быстрыми и без вреда для человека. Работать со мной было непросто, потому что никакие сомнительные сделки со мной не проходили.

Она постоянно вносила рациональные предложения, которые все были внедрены в производство. Работала до позднего вечера, а порой и до ночи, не жалея себя. Воспитанием сына занималась бабушка. Жили более чем скромно.

- Однажды я купила с рук у мужчины яблочко за 20 рублей и принесла его сыну. Ему было уже 6 лет, но он тогда впервые видел яблоко и спросил меня, как его есть — как картошку? Я показала ему рисунок в букваре, объяснила, что это фрукт и как его нужно есть.

День Победы Фаина Котик помнит как величайшую радость, когда все высыпали на улицу и чужие друг другу люди обнимались как родные.

- Это было великое счастье, которое не передать словами, - вспоминает Фаина Исаевна.

В 1954 году по решению Горкома ВКП(б) города Казани была направлена на работу в Казанский механический завод (сейчас ОАО «Вакууммаш») с очередным заданием создать Центральную заводскую лабораторию. Для новой задачи работать приходилось по 12 часов в сутки, руководила 50 подчиненными, разработала и опубликовала 135 новых прогрессивных методов контроля и анализа, которые все были применены на практике. Это очень помогло производству, поскольку существовавшие методы по ГОСТу были очень продолжительны, требовали порой трехдневной остановки завода для проведения анализа. Фаина Котик разработала метод анализа, длящийся всего 10 минут. Старания не прошли даром, лаборатория стала лучшей среди предприятий Министерства СССР.

До сих пор на заводе «Вакууммаш» в химической лаборатории пользуются методами анализа, которые разработала Котик, приходят запросы на методологию с предприятий России и СНГ.

Фаиной Котик создан несложный и экологически чистый прибор для определения прочности формовочных и стержневых смесей в литейном производстве, который она назвала инициалами своего имени КФ-1. Он безотказно проработал 57 лет, а сейчас находится в музее истории завода.

Семейное счастье

Нелегкую жизнь труженицы украсили 54 года семейной жизни. По словам Фаины Исаевны, муж Ибрагимов Гулам Алиевич молился на нее, как на икону. До свадьбы они встречались 2,5 года, и все это время обращались друг к другу на вы. Ухажер каждый раз спрашивал ее согласия и разрешения ее родителей, когда куда-нибудь приглашал. А однажды в сильную гололедицу попросил разрешения взять ее под руку, чтобы она не упала.

Трогательные отношения пара зарегистрировала, когда Фаина Котик была на 4 курсе. Но в то время не было пышных торжеств и церемоний, и даже марша Мендельсона. ЗАГС представлял собой небольшую комнатушку, за окном которой высилась глухая кирпичная стена, висела тусклая лампочка и стояли три стола — на одном регистрировали рождение, на втором браки, на третьем смерти. Но молодые были счастливы и этому.

А однажды в Ялте с ними приключился курьез. Почему-то в санатории им отказали в семейной комнате, поселили отдельно. Обоим пришлось тяжело с шумными и разношерстными соседями. А утром, когда пришли к врачу и их спросили, как им отдыхается, они пожаловались, что не до отдыха. Доктор удивилась, пояснив, что семейных комнат достаточно. Дело оказалось в том, что, помимо разных фамилий супругов, у них в паспортах закралась ошибка и зарегистрированы они были в соседних квартирах, их приняли за соседа с соседкой, которые решили отдохнуть вместе, что было недопустимо.

Любила семья выбираться на природу с походным столиком, раскладными стульями и пластиковой посудой, сходить за грибами или ягодами.

Ни дня без дела

Энергии превосходного специалиста-химика хватало и на увлечение искусством. Она собрала большой архив сведений о значимых людях культуры, наизусть помнит многие стихи , может прочитать неопубликованное стихотворение Есенина и сама всю жизнь пишет стихи.

- Еще когда я училась в школе, я перевела с немецкого стихотворение Гейне «Лорелея», - рассказывает Фаина Исаевна. - И всю жизнь продолжала писать стихи. Накопилось 400 страниц, и моя мечта — издать сборник своих стихов, посвященный моему мужу. Хоть бы только подержать его в руках!

По словам Фаины Котик, всей этой долгой плодотворной жизни могло и не быть, свою роль сыграл счастливый случай.

В 1918 году наша семья гостила у родственников в Киеве, тогда там были петлюровцы, - рассказывает Фаина Котик. - Они собрали на Подоле женщин с детьми, выстроили всех в ряд. На столе стоял ручной пулемет. Они отсчитывали по 10 человек и расстреливали. В очередной заход дошла очередь и до моей мамы и меня с сестрой. Как раз на нас пришелся номер 10. Уже должен был прозвучать выстрел, но тут раздался крик «Бежим» красные!». Петлюровцы разбежались, появились красные, а толпа еще какое-то время продолжала стоять не шелохнувшись. Так меня спасла судьба.

7 ноября на 95-летний юбилей Фаина Котик получила множество поздравлений и звонков. Пришли поздравления с завода, от главы администрации района и даже от Путина. Но самая большая радость для нее — ее небольшая семья. Единственный сын с супругой, двое внуков и двое правнуков.