Эколог о возрождении Казанки, опасностях набережной и засыпке городских озер

Рустам Минниханов объявил следующий год — Годом водоохранных зон. ProKazan.ru встретился с казанским экологом и активистом Сергеем Мухачевым, чтобы обсудить с ним состояние наших рек и водоемов и выделить основные проблемы, на которые стоит обратить внимание в рамках этой программы.

Как обстоит ситуация с казанскими водными объектами?

- Многие казанские водоемы не поставлены на кадастровый учет. Например, мелкие озера, которые находятся в отдельных ра йонах города. По документам этих водоемов не существует. Именно поэтому несколько лет назад на улице Голубятникова случился конфлик, где все отстаивали водоем. По документам объект, питаемый грунтовыми водами, где водится рыба, числился, как заболоченный участок.

В Казани нет единой системы учета всех водных объектов

То есть без документов собственник близлежащей территории может просто засыпать озеро?

- Конечно. Поэтому в свое время исполкомом города и финансировалась инвентаризация водных объектов. Она была проведена Федеральным университетом под руководством Нафисы Мингазовой: были составлены паспорта объектов, но законодательного утверждение это почему-то не получило. Тоже самое сейчас происходит и с редкими животными и растениями, которые прописаны в красной книге Татарстана. Единой программы нет, поэтому их обследованием занимаются общественные организации.

Какие еще объекты требуют внимания городских властей?

- Есть озера, расположенные и на территориях бывшего лестного фонда (сейчас это городские леса). Это рекреационные участки, поэтому там нужна комплексная охрана все ландшафта. У нас, как правило, наилучшие места отдаются под коттеджную стройку.Но здесь нужно выяснить, какую роль играет эта территория, каковы перспективы для создания парков и зон отдыха в будущем?

Прогнозные проработки делаются в рамках Генплана, но он вырисовывает только общий комплекс работ, а конкретные участки остаются незащищенными. Поэтому инвентаризация городских лесов и водоемов — это одна из существенных проблем, которая требует финансирования и привлечения научного потенциала город.

В этом году Казанка находится в хорошем состоянии

В каком состоянии сейчас находятся водные объекты в черте города?

- Если говорить о проблеме Казанки, то в этом году, в целом, ее положение не плохое. Водохранилище поддерживает воду на должном уровне - она не спадала, поэтому нересту рыбы ничего не угрожало. Осушение дна, как это было в маловодные годы, не было. Флора и фауна должна восстановиться. Растительность тоже в хорошем состоянии. При чем видимо влажности и тепла хватало, потому что на Казанке очень рано зацвели редкие виды растений и появились новые места для их расселения. В частности, под Торфяным, рядом со стадионом на острове напротив Дворца водных видов спорта появился карликовый папоротник, который стал очень редким.

На сколько сейчас загрязнена Казанка?

- У нас есть серьезные негативные явления. Если весной пройти по берегу Казанки к верховью — за Дербышки и выше, когда половодье спало, все кусты, как елочными игрушками обвешены пластиковыми бутылками и пакетами. И все это частично смывает и несет вниз. Остров напротив Дворца водных видов спорта мы чистим раз в два года. И примерно 50 мешков мусора вывозим. И это с острова, который 200 на 400 метров.

Требуется вести более активную работу с населением и может быть, можно ставить во время половодья ловушки — сети, которые будут собирать этот мусор. Для этого нужна инициатива, а у нас все смотрят на этот мусор и думают: нужно убирать. Нужны кардинальные решения. Вроде бы простая ситуация создает совсем непростые проблемы: пластиковый мусор образует донные отложения, которые за 50 лет могут усеять все дно. Это приведет к тому, что контакт с подземными водами и родниками закупорится, как в бассейне.

Наши набережные не только экологически вредны, но и опасны для людей

Как вы относитесь к тому, что побережье Казанки закатывают в бетон?

- Создание бетонных берегов без сохранение мелоководных участков, заросших водно-болотной растительностью, приведет к росту загрязнения воды. Потому что только природные системы их очищают.

Кроме того, нужно оставлять доступные части берега для выхода населения к воде. Глядя на нашу набережную, у меня сразу возник вопрос: представим себе ноябрьский вечер. Играют дети 10-12 лет. Кто-то сел на перила, другой случайно его толкнул. Он упал. Температура 6 градусов. Кто полезет его спасать? А если полезет, как они вылезут? Без опоры ребенка тяжело поднять, даже ценой своей жизни. Где спуски? Вот этого в головах наших хозяйственников нет. Они живут в своем мире, под защитой своей охраны, в обустроенных коттеджах, и эти аспекты просто не видят.

Казанка должна стать доступна для речного транспорта

На Казанке у Кремля нужно углублять русло?

- Русло должно быть действительно углубленным, чтобы там ходил речной транспорт. Нужно использовать тот рекреационный потенциал, который дает эта прекрасная территория внутри нашего города. Мало у кого она есть в других городах. Поэтому и парковые участки должны быть связаны водным транспортном. Кроме того, поскольку часть побережья забетонирована, где-то должна быть водная растительность. Там есть отмели, мелководные участки. Можно их подсыпать и создать луговые участки для воспроизводства ряда видов, которые были потеряны вследствие строительства стадиона и засыпки правого берега. Правда, есть опасение, если складировать грунт со дна рядом с руслом, то его в половодье опять размоет. Поэтому эта работа должна вестись на научной основе.

Недостаток всей градостроительной политики не только в Казани, но и в России и в других странах в том, что реализуются локальные проекты без рассмотрения окружения и недостаточной проработки в части тех исследований, которые необходимы для обоснования средозащитных, рекреационных мероприятий.

Водные объекты должны быть доступны для малообеспеченных групп населения

Сейчас в Казани серьезно взялись за возрождение рекреационного потенциала водных объектов города.

- Есть не совпадающие между собой мнения как среди населения и представителей органов местного самоуправления, так и среди ученых. Суть этих разногласий в том, что часть людей считает, что города — это в первую очередь место для людей, так как это не лесное и не водное хозяйство. Есть другая часть людей, которая говорит о том, что качество жизни человека зависит от чистоты воздуха, окружающей среды и так далее. И есть реалии, которые не позволяют определенной части населения пользоваться этим ресурсами, если они не находятся в шаговой доступности — это малообеспеченные группы населения. Давать им такую возможность необходимо.

Вы известны своей активной позицией в отношении защиты рек и озер. Чем занимаетесь сейчас?

- Сейчас мы пытаемся привести в соответствие всю документацию и свести это к определенным требованиям закона в отношении водноболотного и островного комплекса под поселком Торфяной. В 2009 году там было выдано разрешение на добычу строительного песка. Пока там только прокопали на берегу траншею, выкинули всю землю в сторону озера и начали самовольное складирование строительного мусора. Мы отправили письмо министру экологии, нам обещали его рассмотреть.

Почему вы взялись за эту территорию?

- Природный комплекс в целом находится в хорошем состоянии. Более того, это наиболее ценная территория, которая сохранилась сейчас в городе — она играет большую роль в части водоочистки и поддержания микроклимата.

У вас есть предложения по благоустройству этого объекта?

- Мы предлагаем сохранить эту территорию. Вдоль побережья русла Казанки, начиная от садового общества «Речник», следует сделать приемлемые дороги для рыбаков, отдыхающих.

Провести мостовой переход через Казанку как можно ближе к «Речнику». А в низине между поселками «Торфяной» и «Ливадией» восстановить сооружения ливневой канализации. Там же, в низине купаются люди, поэтому следует благоустроить пляж - поставить там мусорные контейнеры, сделать дорожки, автостоянку.

Рядом с ним есть заболоченный луг, где строить что-либо не выгодно, но его можно использовать под питомник редких, дикорастущих видов флоры, типа ириса болотного. Потом с этого питомника их можно использовать для озеленения прибрежных полос наших рек и озер в городе.

Все эти вопросы мы сейчас ставим перед правительством Татарстана, правда, видимо из Чемпионата по водным видам спорта им пока не до этого.