Татарстанский митрополит ответил на вопросы о геях, бизнесе и "Исламском государстве"
Сегодня митрополит Татарстанский Феофан в ходе пресс-конференции ответил на ряд вопросов, касающихся как мировых, так и российских проблем. Также владыка рассказал, удалось ли ему за три месяца, как он занял казанскую кафедру, выучить татарский язык.
"Перед человечеством стоит просто вызов - или же вразнос.... или же все-таки разума хватит"
Прежде чем ответить на вопросы журналистов, митрополит рассказал, что этим утром вместе с представителями мусульманского духовенства Татарстана побывал в генконсульстве Турции, где они выразили соболезнования по поводу крупного теракта в этой стране.
- Перед человечеством стоит просто вызов - или же вразнос, центробежное направление, или же все-таки разума хватит, чтобы человечество пошло по пути объединения, - сказал Феофан.
Митрополит Феофан и мусульманское духовенство в турецком консульстве в Казани
"Я не назову их даже носителями ислама"
Отвечая на вопрос о ситуации в Сирии, митрополит Татарстанский заявил, что происходящее в этой стране является недопустимым.
- Мученичество христиан в Сирии, когда христиане становятся вне закона, когда их убивают. Я не назову их ("Исламское государство" - террористическая организация, запрещенная в РФ, прим. автора) даже носителями ислама. Ведь и против мусульман тоже самое. Ясно одно, что такого движения, которое направлено на одно - через кровь, слезы, разрушения всего, в первую очередь жизни, но не говорим уже о культурных, исторических памятниках... Для такого опасного явления нет места в планетарном масштабе, - сказал Феофан.
Что касается участия России в борьбе с террористами в Сирии, то, по словам митрополита, "лучше где-то на подступах, чем в нашем доме будет происходить то, что происходит уже сейчас на Ближнем Востоке".
- Я посмотрел, кажется вчера уже эту информацию видел, что предотвратили террористический акт в Москве. Если эти люди, зараженные бациллой смертоносного отношения к людям, придут сюда, хорошего будет мало, - сказал он.
"Это бизнес или что? Никакой это не бизнес. Это разумное хозяйствование"
Отвечая на вопрос о том, планирует ли Татарстанский митрополит развивать некие бизнес-проекты, Феофан заявил, что в первую очередь необходимо сделать так, чтобы "духовенство занималось тем, чем должно заниматься". А именно - пасторской деятельностью.
- У нас люди все время любят приводить слово "бизнес". Но ведь есть понятие другое - "разумное хозяйствование". Допустим, строится ли новый храм, или необходимо реставрировать старый храм. Совсем элементарное - нужны люди, которые своими руками будут кирпич ложить, дерево обрабатывать или же иную работу делать. И вот я всегда исхожу вот из чего. Должен быть какой-то круг людей в церковной среде, специалистов: Ваня, Мурад, Теймураз, не знаю - независимо от национальности. Чтобы мы знали, один умеет кирпич ложить, второй по крышам специалист, третий по дереву. И вот этот пул бы, когда бы мы не бегали за какими-то фирмами, а могли многое бы делать своими руками. И фирме платить не надо лишние деньги. Там полно же - там бухгалтера, прибыль, - сказал Феофан.
Восстановление Знаменского храма в селе Новая Михайловка, Татарстан
По словам митрополита, "когда будет своя команда, они будут получать зарплату, платить налоги, но это будет более эффективно".
- Это бизнес или что? Никакой это не бизнес. Это разумное хозяйствование, как это всегда было при храме, - сказал он.
"Реставрируется храм - в храме нельзя курить, нельзя материться и многое другое"
Рассказал митрополит Феофан и о "более серьезной задумке". А именно о создании при Татарстанской митрополии своей реставрационной мастерской.
- Суть, чтобы эта реставрационная мастерская имела бы специалистов, имела бы лицензию. В том числе, и для реставрации памятников архитектуры федерального значения. Но она была бы при митрополии. Где выгода? Во-первых, непосредственно легче было бы контролировать. Своими глазами поехал, посмотрел. С другой стороны, эта реставрационная мастерская могла бы участвовать в конкурсах, тендерах. На равных вместе с другими реставрационными мастерскими. Мы же говорим сейчас о здоровой конкуренции. Но я думаю, разумно будет, когда специалисты при митрополии будут иметь лицензию и будут заниматься тем делом, которое необходимо церкви - реставрацией.
Внутреннее оформление Петропавловского собора в Казани
По словам Феофана, сейчас происходит так, что реставрация храмов производится "людьми, совсем далекими от церкви".
- Для них безразлично, что это церковь. А храм - это нечто другое. Скажем реставрируется храм - в храме нельзя курить, нельзя материться и многое другое. И ведь здесь еще нравственная сторона. Это тоже было бы хорошим началом. Эта практика у меня была в других епархиях. В обширной Ставропольской и Владикавказской епархиях у нас была своя и архитектурная мастерская, и реставрационная со всеми лицензиями. Подыскиваю и архитекторов, и реставраторов. Посмотрим, что с этого получится.
"У меня у самого коран лежит, я часто почитываю"
Отвечая на вопрос о введении в татарстанских школах основ православной культуры, митрополит отметил, что он является непростым.
- Одно скажу только, в этом направлении я работаю. Но главная задача - не ставить цель любыми путями конфронтацию. Надо идти через диалог, что я и буду делать, стараться убедить. Но ровно и спокойно. Поотому что конфронтация ни к чему хорошему не приводила никогда. И я думаю, что через диалог многое можно сделать. Делается многое уже сейчас на данном этапе.
По мнению митрополита, "эта позиция будет решена", но путем не конфронтации, а диалога.
Митрополит Феофан и муфтий РТ Камиль Самигуллин на инаугурации президента Татарстана
Также Феофан рассказал о том, что практически закончен перевод библии на татарский язык.
- Это очень важно - на языках мира. Также как и коран переведен тоже на русский язык. У меня у самого коран лежит, я часто почитываю, чтобы знать наших сограждан, знать вероучение, основы. И вообще-то я считаю, что нормальный цивилизованный человек уж своих-то единобратьев единобожников основные постулаты должен знать. Поэтому я думаю, что перевод библии на татарский язык, конечно, это даже культурное достояние для носителей другой религии.
"Все обвиняют церковь - вот тут не надо брать, здесь не надо платить"
Митрополит Феофан высказал свое отношение к тем священникам, которые отказываются крестить бесплатно, даже если у людей не имеется для этого денег.
- Я с духовенством говорю, что если к вам придет и скажет, у нас денег нет... чтобы крестили и ни одной копейки не брали. Но с другой стороны, есть понятие "пожертвование". Вот живет священник. У него семья. Храм. Ну никто нам не дает тепло бесплатно. Ни свет никто не дает, ни полы вымыть никто не придет бесплатно. Ну раз придут, а десять раз не придут. Все обвиняют церковь - вот тут не надо брать, здесь не надо платить. А вот если бы взяли и бесплатно церкви бы все давали - так же не бывает. Но еще раз повторяю, и это касается любого таинства, не только крещения - моя твердая позиция, я ее довел до духовенства, и если кто-то придет и скажет, мне нечем заплатить, но я хочу покрестить ребенка. И если вам скажут: "Ах, у тебя денег нет, значит я тебя крестить не буду" - обращайтесь прямо ко мне. Я, во первых, и сам покрещу и во-вторых перекрещу того, кто не покрестил.
"Мне нравится мусульманский подход... А мы еще немножечко подвиливаем"
По словам Феофана, ему нравится, как мусульмане придерживаются своих обычаев.
- Мне нравится мусульманский подход. Я знаю и руководство... Вот мы сидим с Миннихановым, принесли по рюмочке - нет. Никакой рюмочки. Нормальное, здоровое явление. Это традиция народа, традиция той веры. А мы еще немножечко подвиливаем. Вот тут вот мы вроде бы и православные, а когда в среде окажемся иной - я православный, но я так, не практикующий. А душа то скорбит и хочет быть практикующей.
Митрополит Феофан на заводе Камаз в Набережных Челнах
Также митрополит рассказал о том, удалось ли ему выучить татарский язык.
- Очень хочу, очень хочу, голова старая стала. Для чего мне? Для того, чтобы вот так вот встретиться и сказать "здравствуйте" и "до свидания". Ведь смотрите, что происходит? Приезжает какой-нибудь иностранец - немец или англичанин - и что-то на таком ломаном русском, татарском языке. И становится так приятно - молодец то какой. И уже в 10 раз к нему больше симпатии проявляется. Но это еще и способ общения и приобретения друзей в Татарстане.
"Мы только говорим Запад, Запад. Я знаю Запад. Запад тоже разный бывает"
Комментируя проблему нетрадиционных сексуальных отношений, которые, по мнению автора вопроса, приходят с Запада, митрополит призвал обратить внимание на то, что происходит у нас в стране.
- Я не сторонник углубляться в эту тему, говорить о том, кто там служит сатане. А у нас что? Кому служим мы? Мы что, живем уж так благочестиво? Давайте скажем, по 2 млн абортов убиваем. Мы кому служим? Или же мы только говорим, Запад, Запад. Я знаю Запад. Запад тоже разный бывает. Одно дело идеология, второе дело народ. Если во Франции правительство одно, а тысячи против гомосексуализма. И у нас тоже самое. Повторяю, 2 млн абортов в год. Кому мы служим? А наши девочки с сумочками, которые никогда не стояли на дорогах? Мы кому служим? Человечество в целом должно опомниться. Если не опомнимся, хорошего мало ожидать.
По словам Феофана, "нетрадиционные связи - это разнуздание самых низменных чувств".
- Разнуздать надо, чтобы легко было взнуздать. Потому что человека нравственно испорченного легче загнать в стойло, - сказал он.
"Анастасий не может быть для меня врагом"
Митрополит Анастасий во время прощальной службы в Казани
Рассказал Феофан и о своих взаимоотношениях с бывшим Татарстанским митрополитом Анастасием, который в настоящее время возглавляет Симбирскую кафедру (Ульяновск).
- Только сейчас опоздал немножко, потому что по телефону разговаривал с Анастасием. Поздравил его с днем ангела. Давал какие-то рекомендации. Он же не может быть для меня врагом. Ну меняют. Это самая плохая вещь, когда предшественники или преемники начинают... Ну чтож, он занимается там, чем я занимался. Я занимаюсь здесь.
По словам митрополита Феофана, почти все кадры, которые были при Анастасии, остались на своих местах.
- Чтобы кадры ушли - такого практически нет. Кадренки может быть, а кадры нет. Я вам любой приход назову серьезный - все на своих местах. Ну а если кто-то и ушел, то это не смертельно, - сказал он.
Напомним, на этой же пресс-конференции митрополит Феофан рассказал, удалось ли ему пересадить татарстанских священников с дорогих автомобилей на более скромные. Также глава татарстанской митрополии рассказал о возрождении храмов и главного собора Казанского Богородицкого монастыря.