ОПРОС ДНЯ: Шансы выжить при кораблекрушении минимальны

Портал ProKazan.ru опросил специалистов: что нужно делать, попав в такую экстремальную ситуацию?Ирек Зиннуров, главный тренер ватерпольной команды "Синтез", заслуженный мастер спорта России, олимпийский призер:- Я сам себе задавал этот вопрос: смог бы я спастись, оказавшись на тонущем теплоходе? Даже я, человек тренированный, для которого вода — вторая стихия, вряд ли смог бы выбраться из теплохода, который уходит под воду: 20 метров до поверхности, лабиринты коридоров, темнота, стресс, шок... Так что у тех, кто остался внутри, шансов практически не было. С другой стороны, надо все-таки бороться до последнего! Набрать побольше воздуха, попытаться справиться с паникой и искать пути выхода наверх... А вообще, я считаю: на пассажирских судах жизненно необходим инструктаж! Такой же, как проводят, например, перед вылетом в самолетах. Почему никто никогда не проводит такой же на водном транспорте?! Сколько людей можно было бы спасти...Айрат Мифтахутдинов, врач:- Конечно, шансы у неподготовленных людей очень малы... Человек находится в тяжелейшем стрессе. Часто тонут, сделав вдох при неожиданном попадании воды в лицо. Многие погибают от переохлаждения — пассажиры "Булгарии", например, провели в воде 1,5-2 часа, пока их подобрали. Попробуйте сжаться, сгруппироваться, удерживаясь на воде: так вы уменьшите площадь соприкосновения тела с водой и дольше сохраните тепло. Может сводить ноги, тогда уколите, ущипните мышцу! Если и это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите ее. Постарайтесь не делать лишних движений, не обязательно активно двигать руками и ногами.Сергей Алексеев, преподаватель ОБЖ:- Вообще ситуация с "Булгарией" не лезет ни в какие ворота! Пассажиров даже не предупредили, что произошла чрезвычайная ситуация, сигнала тревоги не было! Экипаж должен принять все меры, ведь когда люди покидают судно организованно, вероятность спасения возрастает в несколько раз! Я учу своих детей: главный враг в таких ситуациях — паника. Что нужно делать? Во-первых, не бросаться за вещами и документами (знаю, что в стрессе некоторые пассажиры "Булгарии" так делали). Во-вторых, постараться скинуть верхнюю одежду, избавиться от тяжелых вещей. Кстати, некоторые предметы можно использовать в качестве плавсредств! Например, сумку. А полиэтиленовый пакет, наполненный воздухом, можно поместить под подбородок, чтобы удерживать голову над водой. Да даже одежду можно превратить в "спасательный круг", захватив ею воздух, как мешком! Михаил Спиридонов, помощник капитана (на пенсии):- Я сорок лет проработал на Волге. Трагедию с "Булгарией" воспринимаю близко к сердцу... Кто виноват в ней — сейчас не хочу рассуждать, очень больно. Просто расскажу, как речник, что нужно делать в такой ситуации. Лучше заранее прогуляйтесь по судну: отметьте для себя, где что находится, какие ходы-выходы, где находятся шлюпки и другие средства спасения. Если крушение произошло, надо опасаться воронки, которая образуется во время ухода судна под воду — ее образуют пустые пространства в нем, из которых вода вытесняет воздух. Лучше всего покидать судно, когда вода заполнила его примерно на три четверти. Будьте осторожны: можно получить травмы от разрушающихся частей теплохода, запутаться в такелаже. Отплывите как можно дальше и постарайтесь успокоиться, осмотреться — вокруг вас обязательно будут предметы, которые помогут удержаться на воде!Боитесь ли вы путешествовать на теплоходах после катастрофы "Булгарии"?Искандер Махмутов, частный предприниматель, 31 год- Я не боюсь, главное выбрать хороший теплоход. Обязательно отправлюсь в путешествие по Волге.Альфия Кузнецова, пенсионер, 62 года- После этой катастрофы я боюсь путешествовать не только на теплоходах, но и на самолетах. Никогда не полечу отдыхать чартером.Сергей Маслов, инженер, 43 года- Какой смысл теперь бояться? Чему быть,того не миновать.Тамара Закирова, консультант, 19 лет- На таком старом судне я бы не поплыла. А на новом теплоходе отправилась бы с удовольствием.Адель Хусаинов, студент, 18 лет- От судьбы не уйдешь! Я поплыл бы на теплоходе, только тщательней относился к выбору судна.Юлия Балмина, служащая, 31 год- На старом двухпалубном судне я бы не поплыла! Часто путешествую на теплоходах 3-х и 4-х палубных-они внушают больше доверия.