На деньги, потраченные на "Аэроэкспресс", можно было построить еще одну "Казань-Арену"
"Аэроэкспресс" полтора года возил... воздух
Строительство интермодальной ветки, связывающей железнодорожный вокзал и аэропорт, приурочили к Универсиаде. Равнялись на успешный запуск проекта в Москве. Для сравнения, в 2013 году "Аэроэкспресс" с Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово и обратно доставил 7,5 миллиона пассажиров.
Ветку построили быстро и уже весной провели тестовые испытания. Первым новый маршрут опробовал президент Татарстана. А казанцы впервые сели на борт поезда "Ласточка" 21 мая 2013, когда аэроэкспресс официально начал работу в столице Татарстана.
Тогда на маршруте работало 4 пары поездов. В дни Универсиады их количество увеличили до 16 поездов. Увы, повторить московский успех не удалось. За пять месяцев с момента официального запуска услугами аэроэкспресса» воспользовались около 33 тысяч человек, а во время Универсиады - чуть больше 4 тысяч.
И это при том, что сначала прогнозировался пассажиропоток в количестве одного миллиона человек в год. На деле же вагоны "Аэроэкспресса" курсировали между аэропортом "Казань" и центральным железнодорожным вокзалом практические пустые. В Интернете можно найти видеоролики, на которых пассажир... бегает по пустым вагонам.
Легкое метро, как замена аэроэкспрессу
Бывший директор казанского аэропорта (сейчас - председатель совета директоров ГК "Тулпар") Азат Хаким уверен, что скоростной поезд не вышел бы на прогнозируемый пассажиропоток. Всему "виной" Проспект Универсиады, на котором нет светофоров. В результате на машине можно доехать до аэропорта за 25-30 минут, заплатив 400-500 рублей за такси. При этом не нужно ехать на вокзал, чтобы сесть на поезд, так как машину можно вызвать прямо к подъезду дома.
- Идеальным решением было бы строительство ветки легкого метро, оно вышло бы на порядок дешевле и вагоны было бы заполнены пассажирами, - рассказал Азат Хаким порталу ProKazan.ru. - В мою бытность генеральным директором аэропорта этот вопрос обсуждался, но так и не получил своего развития.
Казанцам и гостям столицы РТ покататься на "Ласточках" удалось недолго - с 1 января 2014 года их отправили в Сочи для обслуживания зимней Олимпиады. Обещали вернуть, но так и не вернули. Вместо них пустили вагоны "ЭД9Э", но цены при этом остались на прежнем уровне.
Низкий пассажиропоток и возросшая стоимость использования инфраструктуры привело к тому, что аэроэкспресс стал убыточным. По словам исполнительного директора компании Алексея Сорокина, в 2014 убытки "Аэроэкспресса" составили 62 миллиона рублей.
В результате компания приняла непростое решение уйти из Казани.
Вместо "Аэроэкспресса" можно было построить еще три станции метро
Мы узнали, что можно было бы построить в Казани на те деньги, что были потрачены на аэроэкспресс.
Строительство самой ветки "вокзал-аэропорт" вместе с двумя автодорожными развязками и тяговой подстанцией обошлось примерно в 13 миллиардов рублей. Для сравнения, стоимость стадиона "Казань Арена" - 14,4 миллиарда, а строительство трех новых станций метрополитена ("Северный вокзал", "Авиастроительная" и "Яшьлек") обошлось в 15 миллиардов рублей. Такую сумму озвучил президент Татарстана.
На место "Аэроэкспресса" пришло "Содружество"
Упавшее знамя "Аэроэкспресса" подхватила госкомпания "Содружество", которая продолжила перевозки на линии "Казань-Аэропорт". Теперь по этой железной дороге ходят обычные электрички, которые ранее обслуживали пригород. Время в пути - 26 минут (аэроэкспрессом - 20 минут), а стоимость поездки не выше 30 рублей (аэроэкспрессом - 200-400 рублей).