Казанский часовщик: «Монотонное «тик-так» раздражает»
Рамиль Галеев занимается ремонтом часов вот уже около 30 лет. За это время через него прошли уже около двух миллионов часов. Корреспондент ProKazan.ru пообщался с мастером и узнал, почему часовщик не занимается коллекционированием часов и чем закончился первый эксперимент мастера по разборке будильника.
Кем вы мечтали стать в детстве?
Я родился в 61-м году, когда Юрий Гагарин полетел в космос, дух патриотизма витал везде. И хотя стать космонавтом я не мечтал, воспитывали меня патриотом, в духе того времени. В детстве думал, что стану летчиком или военным. С временем «приземлился» и стал мечтать о более реальных профессиях.
Интересовались часами в детстве?
Помню, в школьные годы я решил разобрать будильник. Собрать его, конечно, не получилось, весь механизм просто разлетелся, а собрать его у меня мозгов не хватило. Будильник потом пришлось спрятать подальше от родительских глаз. Когда отец узнал, просто усмехнулся и купил еще один будильник. Разбирать второй я не решился.
«Для меня часы чем проще, тем лучше»
Как попали в профессию?
Можно сказать, случайно. В 78-м году я окончил школу, пошел в училище. 41- училище у нас было, там готовили работников службы быта, в частности часовщиков. Туда я пошел по рекомендации отца, который и рассказал мне, что есть такая профессия – часовщик. У него тогда знакомый был часовщиком. После школы, чтобы не терялся год перед армией, я и начал изучать это дело.
В 82-м году я вернулся в эту профессию. После того, как начал работать, оказалось, что это мое. Такие качества как усидчивость, терпение, техническое мышление – это же механика все-таки. Несколько лет проработав, я поступил в институт, стал инженером-механиком.
Чтобы защитить разборанные часы от пыли, мастер использует бокалы с подбитой ножкой
Сколько часов через вас прошло?
От миллиона до двух. В среднем каждый день через меня проходят до 20 часов. Но надо понимать: есть мелкий ремонт, такой как обычная замена батареек, а есть серьезный – с заменой многих деталей.
Какие бывают казусы в работе?
Были случаи, когда весь штат сотрудников вызывали в милицию. Как-то еще в советские годы к нам обратилась женщина. Часы у нее были золотые, желтого цвета, а вот заводная головка – позолоченная. При приеме это не указали, и когда женщина забирала отремонтированные часы, она обвинила нас в том, что мы подменили золотую деталь на позолоченную. У приемщицы были золотые зубы, так она ей сказала: «Вы крадете золото с часов и вставляете его к себе в зубы». Заявила на нас в милицию. Нам удалось доказать невиновность сотрудников с помощью часов из той же партии в ювелирном магазине – все они были без золотой головки. Женщина тогда даже не извинилась.
Какие часы нравятся вам?
Я сам не любитель носить часы, ношу те, которые подарила мне фирма. Но есть ряд моделей, которые нравятся мне по дизайну. Чем проще, тем для меня лучше, в идеале только часовая и минутная стрелки. Не нужно никаких дополнительных, перегружающих мозг функций. Я не коллекционер, мне вполне хватает одних наручных часов.
А как вы выбираете часы для дома?
В каждой комнате по одним часам. Все бесшумные: или на батарейках, или цифровые. Жена не переносит монотонные звуки, которые мешают спать. Постоянное «тик-так» раздражает.
Вы ремонтировали антикварные часы?
Иногда приходят клиенты, которые просят отремонтировать антикварные часы. Обычно им они достаются в наследство. Я спрашиваю: «Вы что, будете их носить?». Чаще всего мне отвечают, что нет, просто хочется, отремонтировать и положить на полку. Я не понимаю, зачем так вкладываться, если они, в общем-то, и не нужны? Отправляю их к антикварам, но сомневаюсь, что они идут.
Говорят, часы умершего человека останавливаются в момент его смерти. Вам довелось ремонтировать такие?
Считаю, что это предрассудки. Ведь тогда должно быть и наоборот: если вдруг часы остановятся, то и человека не станет. Клиенты такие были, рассказывали подобные истории. Но после ремонта часы снова начинали работать. Это же механизм, железяка.
Что самое главное в работе часовщика?
Порядок на столе. Ну и, конечно, любить свою работу, получать удовольствие от того, что клиент уходит довольный.