Блоги ProKazan.ru: в казанском метро слепых пассажиров отправляют на рельсы?
Сегодня главный по рубрике «Блоги» - корреспондент портала ProKazan.ru и газеты «Город» Рамиль Бикмуллин.
Для людей с нарушением зрения во всем мире делают тактильную плитку. Казань не стала исключением - желтые рифленые плиты можно встретить на тротуарах, в парках, возле оживленных дорог. Она информирует о путях передвижения и предупреждает об опасности.
Есть тактильная плитка и на платформах казанского метрополитена - одного из самых безопасных в мире. Но вот плитка всегда вызывала у меня недоумение. Дело в том, что плитка бывает двух видов: направляющая (полосы) и предупреждающая (точки). На некоторых станциях направляющая плитка ведет человека с плохим зрением прямиком на... рельсы.
Смотрите сами. Станция метро "Яшьлек". Спускаясь с эскалатора, человек попадает на тактильную дорожку, которая идет через всю платформу. От нее идут несколько ответвлений к поездам. Но если человек свернет по ней к поезду, то рискует упасть на рельсы, так как последний вагон останавливается далеко впереди. Одна надежда на трость, которая вовремя предупредит об опасности.
С другой стороны платформы ситуация немногим лучше. Там, если довериться тактильным указателям, можно просто упереться в "гармошку" поезда или стенку. Кстати, непонятно, почему здесь сделали зигзаг - по прямой еще можно было бы выйти к открытым дверям вагона.
Мы с фотографом решили проверить другие станции. На "Северном вокзале" и "Козьей Слободе" ситуация аналогичная.
А вот на "Кремлевской" тактильный маршрут выстроен так: указали направят человека с плохим зрением к специальному пандусу для инвалидов. Машинисты метрополитена всегда останавливают поезд так, чтобы пандус был напротив открытых дверей.
Аналогично и на станции "Площадь Тукая" - тактильные указатели приведут прямо в вагон поезда.
"Хоть где-то правильно уложили тактильную плитку", - подумали мы и... ошиблись. Неправильными оказались оба варианта.
- Данная тактильная плитка уложена не верно, - сообщили мне в Институт профессиональной реабилитации Всероссийского общества слепых. - Такого вообще не должно быть, тактильная полоса должна идти вдоль платформы.
Как выяснилось, предупреждающая тактильная полоса (та самая, что с точками, но никак не с полосками) вдоль платформы должна идти на расстоянии 1,0-1,1 метра от преграды. Это указано в специальном своде правил, который дает общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения.
И никаких ответвлений к поездам: вагоны ведь всегда останавливаются немного по разному, поэтому особых требований к этому нет.
Напоследок, дадим пример правильной установки тактильной плитки. Как видите, здесь она предупреждает об опасности, а не направляет к ней.
Фото: staticflickr.com