15 главных вопросов про раздельный сбор мусора в Авиастроительном районе Казани
В Авиастроительном районе Казани началась установка контейнеров для раздельного сбора мусора. Пилотный проект стартует 1 августа в многоквартирных домах. На 109 контейнерных площадках будет установлено 428 контейнеров с наклейками желтого и серого цвета для раздельного сбора коммунальных отходов.
На самые популярные вопросы о проекте ответил заместитель руководителя Исполкома Искандер Гиниятуллин.
1. Для чего нужен этот эксперимент?
Во-первых, в Казани образуется огромное количество мусора, которое можно использовать вторично, сохраняя при этом ресурсы окружающего мира.
Например, всего лишь 1% сортировки (2800 тонн макулатуры) отходов сохраняет 15 парков, где деревья будут расти несколько десятилетий. А если мы соберем 28000 тонн макулатуры – это уже 150 парков. И то это будет лишь 10% отсортированных отходов.
Во-вторых, федеральный законодатель и так требует внедрения в ближайшем будущем раздельного сбора коммунальных отходов. Нужно уже сейчас формировать у общества привычку разделять мусор.
2. Почему решено начать внедрять раздельный сбор коммунальных отходов с Авиастроительного района?
В этом районе наибольшее количество домов с контейнерными площадками для мусора, а не мусоропроводом, который делает невозможным внедрение раздельного сбора коммунальных отходов. Мусоропроводы остались на сегодня в ряде домов в Ново-Савиновском и в Приволжском районах. Кроме того, УК Авиастроительного района уделяет внимание сортировке отходов и по 20 адресам сама установила отдельные сетчатые емкости для сбора пластиковых бутылок. Сами контейнерные площадки находятся в неплохом состоянии, над ними устанавливаются навесы.
3. Мусор из контейнеров будет загружаться в одну машину или будут ли приезжать разные мусоровозы?
Машина будет одна и та же. Но она будет целенаправленно увозить сначала содержимое одного вида контейнеров, потом – содержимое другого вида контейнеров. Мусор смешиваться не будет. Также он не будет смешиваться на мусороперегрузочной станции, где на линиях будет проходить отбор фракций.
4. Нет ли опасений, что жители города не сразу привыкнут сортировать отходы и будут вываливать мусор в контейнеры как попало?
В первое время, вероятно, так и будет. Некоторые эксперты даже советуют ставить еще один контейнер - для тех, кто не сортирует – поскольку вначале таких будет больше половины точно. Но после обсуждения было решено не предоставлять такой альтернативы. Пилотный проект предполагает не такую глубокую степень сортировки, чтобы говорить, что это не под силу жителям города. И если кто-то не хочет сортировать, может кинуть свой мусор в контейнер для несортируемых отходов.
5. Как часто будут вывозить содержимое контейнеров?
У управляющих компанией есть график вывоза твердых коммунальных отходов. Ожидается, что мусор, отсортированный в два контейнера, будет вывозиться по мере наполнения емкостей. Поскольку пищевых отходов сейчас образуется немного, то и контейнер с ними будет наполняться не так быстро.
Второй контейнер, с металлом, пластиковыми бутылками, бумагой и стеклом, вероятно, придется вывозить чаще. В то же время существуют санитарные нормы, определяющие периодичность вывоза мусора в зависимости от времени года.
6. Будут ли несортируемые отходы сразу увозиться на полигон ТКО?
Содержимое обоих контейнеров будет увозиться на мусороперегрузочную станцию на ул.Васильченко, где будет происходить сортировка по фракциям (пластик – отдельно, бумага – отдельно и т.д.). Далее отобранные фракции будут отправляться на переработку, а несортируемые отходы - на полигон ТКО для захоронения.
7. Увеличится ли количество вторсырья?
Вырастет на количество, а качество. Поясню - независимо от способа сбора все отходы поступают на станцию, где вторичное сырье выбирается из собранных отходов. Раздельный сбор позволит повысить качество сортировки и увеличить объемы вторичного сырья, направляемого на переработку. Благодаря экобоксам будут отделены опасные отходы, что очень важно.
После того как жители города начнут предварительно сортировать отходы дома, качество сортируемых фракций будет выше, даже если число самих фракций не вырастет. Например, будет больше сухой бумаги, которую можно переработать. Пластик также будет в более «товарном» виде. Напомним, что сейчас в Казани на переработку после сортировки отправляется около 5% отходов.
8. Можно ли переработать крупногабаритный мусор?
Сейчас крупногабаритный мусор отвозится на те же мусороперегрузочные станции, где он проходит через специальные устройства и измельчается, превращаясь в труху. После прессовки он увозится на полигон для захоронения. Сегодня есть предприниматели, которые готовы заниматься переработкой крупногабаритного мусора, к которому относится бытовая техника, электроника, мебель, строительный мусор. В ближайшее время предприниматели выступят перед управляющими организациями. Заинтересованность уже проявили в Советском районе города, где заключают договоры на отдельный сбор и вывоз крупногабаритного мусора под переработку.
9. Как проведение эксперимента отразится на платежках для жителей?
Никак. Жители не будут платить ни больше, ни меньше.
В дальнейшем, если объем сортировки и переработки и качество вторсырья будут высокими и на него будет хороший спрос, то возможно даже снижение тарифа на вывоз мусора. Но это вопрос будущего и, как я уже сказал, все зависит от качества вторсырья и хорошего спроса на него.
10. Куда направляется на переработку вторсырье?
Перерабатывающая отрасль в стране развита слабо, и некоторые точки приема находятся за сотни, если не тысячи километров:
— картон будут отправлять на предприятие в Волжске
— полиэтилен - в Казани и Магнитогорске
— стекло – в Новочеркасске (возможно, завод по переработке стекла начнет работу в следующем году в индустриальном парке «М7»)
— макулатура (бумага, газеты) – в Казани
— ПЭТ – в Зеленодольском районе
При этом произвести продукцию из первичного сырья дешевле, чем из вторичного. Поэтому для предпринимателей и предприятий, которые используют вторсырье, должны быть предусмотрены меры поддержки.
Сырья для переработки в Казани очень много. Ежедневно в городе образуется 1600 тонн отходов. Передовые практики показывают, что из общего количества мусора можно отобрать до 50-60% полезных фракций. Таким образом, в Казани можно было бы получать около 1 тыс. тонн вторсырья ежедневно! Вместе с тем, нужно стремиться к сокращению объемов образования отходов, например, отказаться от использования одноразовой тары.
11. Как планируется информировать жителей города и прививать им навыки сортировки отходов?
Подготовлен план мероприятий по информационному сопровождению пилотного проекта, для просвещения казанцев будут использоваться информационные листовки, плакаты, которые планируется разместить возле контейнеров, на самих контейнерах будут наклейки двух цветов. Подготовлены памятки, которые будет размещаться у жилых домов и в самих жилых домах. Информация появится на платежных квитанциях. Кроме того, к разъяснительной работе предполагается привлечь волонтеров.
В Авиастроительном районе Казани запланированы семинары для старших по домам. В семинарах примут участие представители экодвижения города и экологического центра. Старшим по домам расскажут, для чего нужен раздельный сбор отходов, как правильно сортировать мусор.
12. Связано ли появление проекта с планами по строительству мусоросжигательного завода?
Нет, не связано. Будет мусоросжигательный завод или нет, отходы сортировать надо. Продолжать строить полигоны для складирования отходов расточительно. С учетом санитарных зон для размещения всего объема отходов нужно почти 900 гектаров земли. В таком количестве земельных участков в Казани просто нет. Поэтому мы должны научиться грамотно и эффективно использовать имеющиеся возможности, сберегая природу от захоронения отходов и сохраняя природные ресурсы, замещая их вторичным сырьем. Мусоросжигание - это финишная часть всего процесса обращения с отходами.
13. В Казани установлены контейнеры для сбора пластиковых бутылок. Как показала себя эта практика?
Это положительный опыт. В Казани около 1,6 тыс. дворов (треть дворов) оснащены емкостями для сбора ПЭТ бутылок и жители понемногу привыкли отсортировывать пластик в эти контейнеры и даже периодически обращаются к нам, когда заполненные контейнеры подолгу не вывозятся. Мы со своей стороны неоднократно указывали бизнесменам на необходимость своевременного вывоза вторичного сырья с контейнерных площадок.
14. Объявлен конкурс на приобретение более 80 экобоксов для сбора опасных отходов – батареек, ртутных, люминесцентных энергосберегающих ламп, градусников. Почему их будет меньше, чем контейнеров?
Экобоксы возле каждого дома не нужны. Они будут стоять в местах наибольшего трафика жителей и заполняться в течение полугода. Сунуть в карман четыре батарейки, донести их и выкинуть в экобокс сложности не представляет. То же касается градусников, светодиодных и энергосберегающих лампочек, которые можно собрать в пакет и донести до экобокса. Другое дело – люминесцентная лампа, но таких в квартирах почти нет.
Планируется установить 10 экобоксов в Авиастроительном районе, остальные распределить равномерно по оставшимся 6 районам. Таким образом, в каждом районе будет по 10-12 экобоксов.
15. В каких районах Казани эксперимент будет продолжен?
Четкого графика, в каком районе будет внедряться проект дальше, пока нет. Давайте посмотрим, как он будет реализован в Авиастроительном районе. Но пожелания высказывали, например, жители «Салават Купере» и Вахитовского района.
Источник информации: пресс-служба мэрии Казани.