Все секреты казанской "подземки": новые станции, укрытие от ядерной бомбы и особые жетоны

Сегодня, 27 августа, казанский метрополитен отмечает свое десятилетие. В честь этого праздника портал ProKazan.ru побеседовал с генеральным директором МУП "Метроэлектротранс" Асфаном Галявовым.

Асфан Галямович рассказал нам о том, какие станции появятся в Казани в ближайшие годы, можно ли спрятаться в наших тоннелях от ядерного взрыва, и водятся ли в казанском метро привидения или животные-мутанты.

О VIP-пассажирах в казанском метро и справедливости звания "самого короткого метро в мире"

- С какого момента начинается история казанского метро?

- Претензии Казани по поводу строительства "подземки" стали обоснованными только после того, как в нашем городе в 1979-м году родился миллионный житель. А полноценное строительство было запущено 27-го августа 1997-го года.

- Кто стал первыми пассажирами в нашем метро? Обычные казанцы или VIP-гости?

- Во время торжественного открытия, первыми в нашем метро прокатились Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев м Минтимер Шаймиев. После того, как мероприятие закончилось, в "подземку" сразу же пустили других гостей и жителей нашего города.

- Насколько справедливо называть казанский метрополитен самым коротким в мире?

- Казанский метрополитен никогда не был самым коротким в мире. Эксплуатационная длина первого участка, открытого в 2005-м году была равна 7,1 км. На данный момент в мире насчитывается 17 подземок короче 7,1 км. Ну, а после открытия "Козьей слободы" длина нашего метро возросла до 10,9 км, обогнав такие города, как Екатеринбург и Самара.

О самых глубоких станциях, археологических находках и новой ветке метро

- Насколько сильно реальное казанское метро, со всеми его тоннелями, отличается от изображения на карте?

- Строение тоннелей в казанском метрополитене практически идентично той карте метро, которую видят гости и жители нашего города. Единственное - не показано одно направление - это заезд в электродепо, которое находится на ул. Даурской.

- Какие станции планируются? Началось ли строительство?

- Сейчас началось строительство станции метро "Дубравная". От нее пройдет вторая ветка через Азино до станции "Яшлек". В общей сложности, в Казани появится еще 12 станций метро. А когда строительство закончится - сказать тяжело. На мой взгляд, строительство метро никогда не закончится. Если оно началось, то это на века. Город будет расти, будут появляться новые районы, новые люди, и им обязательно потребуются станции.

- Какая станция строилась дольше всего?

- Дольше всего строился отрезок от "Горок" до "Кремлевской". Первые пять станций - Кремлевская, Тукая, Суконная Слобода, Аметьево, и Горки - запустились единовременно - 27 августа 2005 года. Первый этап строительства начался в 1997-м году, но потом был перерыв. В 2001-м году началось усиленное строительство, и в 2005-м все было готово.

- Не могли бы вы назвать самую глубокую станцию?

- Все станции находятся на одном уровне - на глубине 16-ти метров. Если говорить о станции метро "Аметьево", которая, в отличие от остальных станций, находится не под землей, то она также находится на одном уровне с другими. Просто, из-за ландшафта она оказалась над землей.

- Когда проводились работы по раскопке тоннелей, были ли сделаны какие-нибудь интересные археологические находки?

- Когда копались тоннели для казанского метро не было сделано никаких археологических находок. Однажды я пошутил, что был найден клад - так, эта была первоапрельская шутка. Но надо отметить, что при строительстве станции "Площадь Тукая" произошел прорыв подземных вод - на современных картах не было канализационных сооружений, которые потом нашлись на карте 1884 года.

- Какой отрезок между станциями самый длинный/короткий в нашем метро?

- Самый длинный перегон тянется на 2,5 километра. Это расстояние между "Кремлевской" и "Козьей слободой". А самая короткая дистанция будет равна 670 метрам - от "Проспекта Победы" до "Дубравной". А вообще, расстояние между остальными станциями примерно одинаковое и равно 1 - 1,2 км.

О составах, которые останавливаются в одном и том же месте и жутких существах в тоннелях

- Сколько всего составов в нашем метро? И одинаковое ли в них количество вагонов?

- Если говорить о количестве составов, то в нашем метро их 14. При этом, в одних составах три вагона, а в других - четыре.

- В Москве пассажиры метро определяют то место, где остановится состав, по вытоптанным дорожкам на перроне. Это возможно, потому что поезда всегда останавливаются в одном и том же месте. Действует ли эта система в казанском метро?

- Действительно, вагоны всегда останавливаются на одних и тех же местах, но в отличие от Москвы или Петербурга, у нас это сложно определить по вытоптанным дорожкам - их просто нет, потому что мы хорошо убираемся.

- Также, москвичи убеждены в том, что их "подземка" кишит привидениями, животными-мутантами, гигантскими крысами и собаками. Как обстоят дела с "живностью" в казанских тоннелях? И появилось ли у нашего метро свое привидение?

- У нас в метро нет никаких животных-мутантов, и обычных животных тоже нет. У нас даже тараканов нет, представляете? Им тут просто неоткуда взяться - вокруг бетон. Также, у нас проводится дератизация и мы усиленно следим за тем, чтобы не было антисанитарии - это очень опасно. А по поводу привидений - у нас этого нет, да и нигде этого нет, наверное.

О недействующих выходах и первых в мире пластиковых жетонах с чипами

- Почему на некоторых станциях построены выходы, но они не действуют?

- Такие выходы можно встретить только на "Кремлевской" и на "Горках". Они не запущены только потому, что нет достаточного пассажиропотока. Так что, тратить на это средства не разумно.

- Насколько затратным стало продление времени работы казанского метро?

- На самом деле тратится очень много электричества и человеческих ресурсов. Пассажиропоток увеличился всего на 300 человек, но мы увеличили время работы метро не для выгоды, а исключительно для удобства наших горожан.

- Казанцы жалуются на то, что за один раз они могу приобрести не больше одного жетона. Почему действует подобная система?

- На самом деле, в нашем метро подобная система не действует. В том случае, если человек хочет купить, к примеру, сразу пять жетонов, ему просто предлагают приобрести транспортную карту - потому что это намного выгоднее.

- Почему вы решили остановить свой выбор именно на пластиковых жетонах?

- Внутри наших жетонов есть специальный чип, который позволяет учитывать точное количество всех пассажиров и вычислять, на какой станции они заходят, и на какой выходят. Мы первыми во всем мире начали использовать подобные жетоны.

О затоплении тоннеля под Казанкой и спасении от ядерной атаки в казанском метро

- Есть ли какие-то особые правила проезда под Казанкой? Возможно, машинисту необходимо максимально увеличить скорость?

- Машинист не должен ни снижать, ни увеличивать свою скорость. Все делается абсолютно также, как и обычно - состав должен двигаться со скоростью 80 км/ч.

- Если в тоннеле под рекой образуется сильная течь, и в него начнет заливаться вода из реки, какие меры будут предприняты? Будет ли проведена "консервация" тоннеля?

- Во-первых, это невозможно - расстояние от поверхности воды до свода тоннеля составляет 30 метров. Даже если ядерная бомба упадет, наши станции и тоннели это выдержат. Во-вторых, все тоннели в казанском метро устроены так, что между двумя станциями они чуть "проседают". Благодаря этому, при возникновении потопа, вся вода будет скапливаться в самой нижней точке - середине тоннеля, и ее быстро откачают специальные насосы.

- Можно ли в тоннелях казанского метро укрыться от ядерного удара?

- От станции "Дубравная" до станции "Горки" два перегона предназначены для гражданской обороны. Они герметично закрываются и там можно прожить некоторое время...только хлеба с собой надо побольше взять. Герметичны у нас только три станции - на остальных такой герметичности нет, но есть насосы, которые выбросят воду наверх и остановят затопление.

О машинистах-иностранцах и "самостоятельных" составах

- Нужны ли казанскому метро машинисты или составы могут передвигаться по метро без ручного управления?

- Наши поезда могут ездить без машинистов, но в этом нет необходимости. Все равно человек должен сидеть в кабине и контролировать процесс - нельзя полностью доверяться автоматике. На самом деле, для безопасности в Японии и в Корее, и в Америке есть машинисты, которые контролируют работу системы. У них они просто сидят сзади, а наши впереди - в кабине.

- Насколько тяжело отучиться и стать машинистом?

- Само обучение длится 10 месяцев и желающих довольно много. Но отучиться на машиниста довольно сложно, многие не выдерживают. К примеру, если мы набрали 27 человек, то, в конечном итоге, остается только 15. Многие не проходят по медицинским показаниям - у машиниста должно быть хорошее здоровье, зрение, давление, психическая устойчивость.
Плюс, это довольно тяжелая работа. Смена машиниста длится 6-8 часов днем и 4 часа ночью. При этом каждые полтора часа машинисту полагается 15 минутный перерыв и один раз за смену 30-минутный. Меняются они на станции Аметьево. С вечерней смены в депо машинист возвращается в 0:40, в пять утра ему снова пора на линию, поэтому машинисты ночуют в депо на Оренбургском тракте, для этого там специальная комната отдыха.

- Есть ли в казанском метро машинисты-иностранцы?

- Среди казанских машинистов нет иностранцев. Только бывшие иностранцы, которые когда-то жили, к примеру, в Ташкенте. Их даже не назовешь иностранцами - они наши - россияне. Знаете, у нас был один афроамериканец, но он работал водителем троллейбуса, и уже уехал из Казани.

О том, как вагоны попадают в тоннели метро и ночевке поездов

- Где и как "ночуют" поезда?

- На ночь поезда остаются в электродепо, однако два состава туда не попадают - они "ночуют" в тупиках конечных станций. Это делается для того, чтобы сразу же после открытия метрополитена, они могли начать движение без нулевого пробега.

- Как поезда оказываются в тоннелях метро?

- Вагоны попадают в электродепо по железной дороге - там есть специальный подземный заезд.

Читайте также:

Фоторепортаж из казанского метро: ночные обходы, «сердце» станций и таинственные тупики