Казанские эксперты: "Закон о такси стал хорошей кормушкой для чиновников"

Участники "круглого стола":

Рамиль Хайруллин - представитель регионального отделения Федерации автолюбителей России.Наиля Сибгатуллина – Владелец такси "Хорошие манеры".Николай Стукалов - Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Марина Замалеева – Директор такси «Мотор сервис».Максим Храмов – координатор регионального отделения ФАР.

Модератор: Иван Скрябин - корреспондент газеты "Pro Город" и портала ProKazan.ru, ведущий проекта.

"Тариф повысился на 10 рублей"

Николай Стукалов: До введения в силу Закона о такси, в Татарстане насчитывалось 16-18 тысяч таксомоторов, теперь их число составляет 5-6 тысяч, в СССР было 1400. Уже выдано 1505 разрешений, ежедневно в министерство подается 50-60 обращений. В законе есть масса положительных моментов для потребителя, к примеру, в новогоднюю ночь в прежние годы стоимость перевозок увеличивалась порой на 100%, теперь только на 40.
Рамиль Хайруллин: Тем не менее, многие таксисты вынуждены повышать цены на свои услуги, чтобы покрывать все те расходы, которые потребовал от них новый закон.
Николай Стукалов: В начале 2012 года тариф в среднем вырос на 10 рублей с чека. Министерство просто не вправе контролировать, а тем более устанавливать цены на перевозку пассажиров.

"Все шишки достанутся легалам"

Максим Храмов: "Бомбилы", которые считаются главной бедой "белого" рынка такси в России, меньше всего пострадают от принятия нового закона. Все шишки достанутся легальным перевозчикам: они столкнулись с дополнительными трудностями и издержками при ведении бизнеса, а также с неоправданно большим вниманием со стороны государственных и контролирующих органов.
Наиля Сибгатуллина: Для того чтобы пройти процесс регистрации ИП, необходимо затратить около трех тысяч рублей.
Николай Стукалов: Но на получение разрешения таксист не тратит ничего, мы даже ксерокопию делаем бесплатно. Татарстан - единственный регион, в котором для получения лицензии требуется минимальный набор документов.
Наиля Сибгатуллина: А как же налоги, пенсионные отчисления, ежедневные медосмотры, которые требует закон? (авт. – Ответа на этот вопрос от Николая Стукалова не последовало).
Рамиль Хайруллин: Закон стал хорошей "кормушкой" для чиновников, медиков, налоговой службы.

Опыт Казани по разметке полос применяют в Москве

Иван Скрябин: Обсуждалось ли в рамках нового закона возможность передвижения такси по выделенной полосе общественного транспорта?
Николай Стукалов: Нами и сегодня рассматривается это предложение, но следует учитывать, что такси – это пока не общественный транспорт. Если это и будет разрешено, то с ограничением: таксисты не смогут останавливаться на этой полосе.
Рамиль Хайруллин: Рано или поздно в Казани придется это сделать, так как объем перевозок к Универсиаде значительно возрастет. Разметка полосы для общественного транспорта часто нанесена там, где ее вообще не должно быть – это парализует движение.
Николай Стукалов: Возможно, но, могу сказать, что наш опыт с удовольствием применяют в Москве.
Рамиль Хайруллин: Я думаю, здесь всем понятно, с чьей подачи это происходит (авт. – имеется в виду экс-глава Минстроя РТ Марат Хуснуллин, который с 2010 года является заместителем мэра Москвы Сергея Собянина по вопросам градостроительной политики и строительства).

"Таксистам не выгодно работать от бордюра: морозить сопли и мучить машины"

Максим Храмов: И тем не менее "бомбить" продолжают: машины ездят по городу без "шашечек", таксометров, опознавательных знаков и свободно развозят людей.
Рамиль Хайруллин: Некоторые делают иначе: регистрируют ИП, получают лицензию, а затем закрывают юрлицо, но необходимые документы-то остались на руках!
Николай Стукалов: Мы все-таки обсуждаем закон, а не его лазейки. Не думаю, что это возможно, так как мы имеем доступ к базе данных налоговой службы.
Максим Храмов: Кто-то ведь должен все это контролировать?
Наиля Сибгатуллина: Этим занимается ГИБДД: в Казани уже были случаи, когда нелегальных таксистов штрафовали.
Рамиль Хайруллин: А вам не кажется, что ГИБДД вновь взяла на себя функцию, которая ей несвойственна?
Николай Стукалов: 80% такси заказывается через компании-операторов. Таксистам, в принципе, стало не выгодно работать от бордюра и часами ждать клиента, при этом морозить сопли и мучить машину.

Таксистам придется раскошелиться на краску

Рамиль Хайруллин: Актуальным остается вопрос о цвете такси – это как-то решается в министерстве?
Николай Стукалов: Есть предложения не перекрашивать машины в желтый или белый цвет, а обклеивать их самоклеющейся пленкой – это на порядок дешевле покраски.
Марина Замалеева: Несколько поездок на автомойку и пленка начинает отслаиваться.
Рамиль Хайруллин: Желтую краску уже сейчас не так просто найти, она дороже других, а если решение все-таки будет принято, то краска подорожает в разы, и таксистам вновь придется раскошелиться.
Николай Стукалов: В любом случае, решение этого вопроса отложено министерством до первого января 2013 года. С одной стороны, такси нужно иметь определенный цвет, а с другой, мы понимаем, что машины у большинства таксистов личные, а значит и цвет должен быть продаваемым.

В Минтрансе ничего менять не намерены

Марина Замалеева: Автомобили многих таксистов взяты в кредит другими людьми, и юридически они не являются владельцами машин – им отказывают в регистрации ИП.
Рамиль Хайруллин: У таксиста машина жены, он ездит по гендоверенности, так чиновники ему сказали: пусть жена оформляется как ИП, а ты к ней на работу нанимайся! Возможно ли в субъектах изменить эту часть федерального закона?
Николай Стукалов: Это исключено, субъекты не вправе вносить изменения и дополнять закон.
Наиля Сибгатуллина: Николай Владимирович, как быть со страховкой автомобилей таксистов? Многие компании просто отказываются это делать (авт. – на этот вопрос замминистра предпочел промолчать).
Марина Замалеева: Страхуют, как правило, франшизные компании, которые могут завтра же разориться.

Таксисту дешевле оплатить штраф, а не покупать лицензию

Рамиль Хайруллин: Большинство таксистов не стали регистрировать ИП, наклеивать шашечки и покупать таксометр. Дешевле штраф заплатить, если вдруг поймают. Да и как доказать, что я таксую? Скажу, что друга везу - и все. Разве что инспектор в машину сядет.
Николай Стукалов: Этот процесс будет контролироваться в рамках плановых и внеплановых проверок перевозчиков ГИБДД.
Максим Храмов: Ясно, что внеплановая проверка – это инспекторы, которые ловят мотор, но в честь такого невезения и пять тысяч рублей отдать не жалко.
Николай Стукалов: Конечно, легальные перевозчики выиграют не сразу – это дело времени. Потребности в услугах такси возрастут во время Универсиады, так как иностранным зрителям как-то нужно будет добираться от гостиниц к спортивным объектам. Система проста: гостиница заключает договор на выгодных ей условиях с любой компанией такси. Гостям не придется стоять у бордюра – такси будет рядом с отелями.