Зеленодольский инженер спроектировал и построил военный "корабль-невидимку"
- Вы стали Лауреатом Всероссийского конкурса "Инженер года 2014". По каким критериям проводился отбор?
- За изобретательность и рационализацию. Я разработал систему освещения строящихся кораблей на основе экономичных светодиодных светильников, благодаря которым завод стал меньше тратить электроэнергию при производстве. А это немало, ведь это по полторы тысячи светильников на каждом заказе, которые непрерывно светят в течение трех лет.
- Как вы решили стать кораблестроителем?
- В этом нет ничего необычного – я потомственный корабел в третьем поколении. У меня родители строят корабли, дедушка на этом заводе после армии до самой пенсии проработал. До того, как прийти на судостроительный завод, я три года проработал в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро.
- Приходилось ли вам уже на заводе строить корабль по собственному проекту?
- Да, и это незабываемый опыт - таким мало кто из кораблестроителей может похвалиться. Я участвовал в проектировании малого ракетно-артиллерийского корабля «Буян» (как пишут СМИ, корабли типа «Буян-М» выполнены по технологии «стелс» и малозаметны для радиолокационных станций врага - прим. автора) от начала и до конца, а сейчас на заводе мы уже строим 9 корабль этого типа.
- Сколько нужно времени, чтобы построить один корабль?
- В среднем 4-5 лет, причем около двух лет уйдет только на проектирование.
- Чем наши военные корабли отличаются от западных?
- Я считаю, что наши суда более прочные и надежные. Ведь основы нашего кораблестроения были заложены еще в те времена, когда суда вручную проектировались и чертились. В зарубежной технике основной упор делается на удобство производства, в наших же изделиях главное компактность и надежность. Наши корабли сделаны "основательнее".
- На своих кораблях плавали?
- Да, во время испытаний выходил на два дня на боевом корабле проекта «Гепард». Нас в море застал 4-бальный шторм, но системы стабилизации не подкачали – в каютах качки практически не ощущалось, как за ровным столом сидели.