"Раненая подруга просила застрелить ее": казанцы о воспоминаниях фронтовиков
С 2015 года количество участников Великой Отечественной войны в Татарстане сократилось в три раза. Если в 2015 году в республике проживал 2 441 фронтовик, то в апреле их осталось всего 834. Мы общались с потомками героев, и выслушали военные истории, которые им рассказывали прабабушки и прадедушки, прошедшие ад войны.
Валерия Малахова: "Моя прабабушка не успела попрощаться с родителями, а после войны их уже не было".
- Моя прабабушка Наталья Лазарева много рассказывала про войну. Жила она тогда в райцентре, недалеко от Пскова. Закончила медучилище.
"Приехали мы с подругами нарядные, красивые, молодые в Псков. Направление на работу было. А тут война. Призвали всех, кроме одной. Она то и рассказала в райцентре родителям, что и как. Мама каждый день на станции с моим чемоданом стояла, чтоб хоть вещи передать. А мы сами до последнего не знали куда нас повезут, как и зачем. Попрощаться с родителями не успела даже, а после войны не было их уже. "
"Война войной, но жили же как то. Ещё с большим рвением жили, чем вы сейчас. Для нас каждый день мог стать последним. И влюблялись, и женились, кто-то даже детей рожал. Праздники отмечали. Ты не думай, что у нас все в верном цвете было."
"Помню первого умершего солдата у меня на руках. Все не так как в фильмах, без монологов. Посмотрел на меня голубыми глазами, захрипел, через полчаса умер. И подругу помню свою, обе ноги обморозила, просила застрелить ее. Но не могла я, никто не мог. Так от болей и умерла. И зимой, и летом, в любую погоду выносили раненых на себе. О своем здоровье особо не думали, молодые - пройдет. Вот только почти у всех моих сослуживец деток нет и быть уже не могло... "
- Моя прабабушка умерла на 98-м году жизни, в здравом уме, не мучаясь, - рассказывает Валерия Малахова. - До последнего в состоянии была себя обслужить. У нее было 2 внуков, 4 правнуков и 2 праправнука. Спасибо тебе, родной человек, за все...
Людмила Тигина: "Когда освобождали пленных, они бросались под советские танки"
- Когда началась война моему дедушке Григорию Данилову было 19 лет. Он закончил ускоренные артиллерийские курсы в Казани. Начал воевать на самоходной артиллерийской установке. В октябре 1941 года участвовал в параде войск на Красной площади в Москве. Впоследствии участвовал в обороне Москвы, за что был награжден медалью. Потом Григорий, уже будучи танкистом, участвовал в освобождении Киева, Кениксберга, Варшавы, Праги.
В Варшаве въехал на танке в концлагерь с военнопленными. Немцы подожгли лагерь и одна женщина, чтобы спастись, бросилась под танк, зная, что под днищем танка расположен люк. Благодаря этому осталась жива. После войны они продолжили общаться письмами.
В мае 1945 года Григорий участвовал в сражении под Берлином. Награжден медалью за взятие Берлина, многочисленными орденами.
Вильдан Гайнулин: "Моему прадедушке очень повезло: он прошел всю войну с одним ранением"
- Мой прадедушка Гумар Ибрагимов родился 28 ноября 1924 года в деревне неподалеку от Казани. Родители умерли, когда ему было всего 5 лет. Заботу о многодетной семье взял на себе старший брат.
В 17 лет прадедушка ушел на войну. С первых дней он был на фронте, налаживал связь под свист пуль. При выполнении очередного боевого задания мой прадедушка был серьезно ранен и почти сутки пролежал без сознания в воронке от взорвавшейся бомбы, которая была наполовину заполнена водой. После чего он лечился в госпитале, а после выздоровления снова вернулся на фронт.
С войны он вернулся в 1946 году уже инвалидом.
Андрей Анткеев: "Мой прадедушка воевал на легендарном танке Т-34"
- Мой прадедушка Федор Кузнецов в конце 1920-х годов переехал с родителями в Казань и поселился около сада Эрмитаж. В мае 1941 года поступил в Минское танковое училище, где и встретил Великую Отечественную войну. Он участвовал в операциях «Уран» и «Кольцо» Сталинградской битвы.
6-го и 7-го июля шли крово-пролитные бои на Курско-Орловской дуге около станции Поныри. Немцы хотели захватить стратегический узел обороны, чтобы развивать дальнейшее наступление на Курск. Но советские танкисты стояли на смерть. Они отстояли эту станцию. Во время данного сражения одна из бомб фашистов разорвалась рядом с танком моего прадедушки. Башню танка Т-34 снесло, как пушинку, но Федор Кузнецов перебрался в другой танк и продолжил бой с фашистскими захватчиками. Недаром советские танкисты после войны назвывали это стражение «матерью Прохоровского сражения».
В мае 1947 года Кузнецов Федор Борисович вышел в запас в звании лейтенанта танковых войск с вручением медали «За Отвагу».