Прокурор республики Татарстан: "Незнакомым людям представляюсь бухгалтером!"

У Кафиля Фахразеевича есть "нестандартное" для прокурора хобби — он ни на миг не расстается с фотоаппаратом, берет его в командировки и в отпуск. Как только встречает примечательный сюжет — просит водителя остановиться и снимает.

История хобби

- Впервые фотоаппарат и человека, работавшего с ним, я увидел, когда мне не было и года (родители пригласили фотографа, чтобы сфотографировать маленького Кафиля — прим. авт.) Об этом напоминает фотография, пожелтевшая от времени.

А профессионально фотографией Кафиль Фахразеевич занялся только после школы.
- Еще с восьмого класса я стал публиковаться в районной, а затем в республиканской молодежной газете. Тогда я возмечтал стать журналистом. Читал о журналистах все, что мог найти в сельской и школьной библиотеках.

В то время на факультет журналистики принимали только при наличии двухгодичного стажа работы, а его у Кафиля Амирова не было. Зато он окончил среднюю школу с золотой медалью и мог бы поступить на другой факультет, но юношеский максимализм (только на журфак) сыграл свою роль. Через несколько дней после вручения аттестатов будущий прокурор поехал в редакцию районной газеты: если уж набираться опыта, то в журналисткой среде.

Встретили начинающего журналиста доброжелательно, тем более в газете уже было опубликовано несколько материалов Амирова. Но пояснили: вакантна только одна должность — фотокорреспондента.
- Я расстроился, что не умею фотографировать, но редактор меня успокоила — умение фотографа дело наживное, а пока буду отрабатывать тем, что буду писать.

Так, 3 июня 1966 года Кафиль Амиров стал профессиональным фотографом, хотя и только по должности.
- В редакции было только 2 фотоаппарата "Зенит 3м" и полуавтоматический "Зенит-5". Но мне эту технику дать побоялись, дали видавший виды аппарат "Смена", объяснили, как с ним работать. А одноклассница одолжила книгу брата "28 уроков фотографии" с тем условием, что книгу я верну, как только научусь снимать. Каюсь, книгу я зажал, так как понял, что учиться снимать надо всю жизнь.

Так, "методом тыка" и книги одноклассницы Кафиль Фахразеевич постигал азы профессии. Проработав 2 года в газете, Кафиль Амиров устроился редактором на радио. На вопрос, чем отличается советская журналистика от сегодняшней, наш собеседник ответил:
- Большей ответственностью перед читателем, тогда мы очень переживали за неточности. И упаси Аллах сказать неправду какую-нибудь… Не было никакой партийной цензуры, о которой сейчас говорят.

"Незнакомым людям представляюсь бухгалтером"

Кафиль Фахразеевич скрывает от незнакомых людей свое место работы.
- Никогда не говорю, кем я работаю. Ездил недавно по работе в Саратов на поезде. Попутчики в купе спросили, кем я работаю. Я ответил: "Я бухгалтер". Они сразу же потеряли ко мне интерес, и мы ехали спокойно дальше.

Но главный урок, никогда не говорить о месте своей работы, Кафиль Амиров получил еще в юности, работая на радио редактором местного вещания.

- Однажды возвращался поздно ночью с комсомольского собрания, идти пришлось через лес. Мимо проезжал грузовик, остановился и предложил подвезти. Сел я в машину, по пути разговорились с водителем. Он вдруг спрашивает: "Слушай, есть такой корреспондент на радио, Амиров, не знаешь его?". Я ответил, что, мол, знаю. На что он заявил: "Если б я встретил его, ноги оторвал бы! Он меня ославил на весь район!"

Оказалось, что водитель грузовика был героем передачи Кафиля Амирова "Крокодил шагает по району". Как делалась передача: Кафиль Фахразеевич приезжал в милицию, брал постановления о мелком хулиганстве, перерабатывал в вольной манере и рассказывал на радио (передача выходила 3 раза в неделю по 15 минут). Мужчина, который подвез журналиста, незадолго до памятной встречи устроил в своем поселке дебош, избил жену и тещу.

- В тот момент я убедился, что не надо говорить, кем работаешь. И сейчас, к примеру, отдыхая на теплоходе (Кафиль Амиров предпочитает данный вид отдыха — прим. авт.), представляясь собеседникам, говорю, что я бухгалтер или преподаватель (и это правда).

Эпилог

Далее сложилось так, что вместо журфака в 1968 году Кафиль Амиров, чтобы получить хорошую профессию, поступил на юрфак, в 1972 году стал прокурорским работником, следователем, а в 2000 году - прокурором республики. И фотоаппарат вроде бы стал "не нужен": целый отдел криминалистики к его услугам.

Но, хорошо разбирающийся в фотографии Кафиль Фахразеевич был не удовлетворен качеством многих снимков своих сотрудников (часто приходилось снимать не только следственные мероприятия, но и торжества), стал обучать сотрудников прокуратуры азам. С тех пор, по словам Кафиля Амирова, увлечение фотографией стало в прокуратуре если не повальным, то широким:

- Каждый удачный, на их взгляд, снимок стараются мне показать, чтобы услышать мою оценку! И это хорошо, что мои сотрудники умеют снимать стресс (а он на нашей работе немалый), занимаясь фотографией. Но вот что странно. Я частенько за своей спиной (это я образно говорю) слышу недовольный шепот: "Прокурор, а такой ерундой, как фото, занимается. Сажал бы бандитов и все". Обидно! Это же не в рабочее время. Отвлечение от основного дела наоборот помогает работе. А охота, рыбалка, садоводство у других? Разве это плохо? Умные друзья (а они у меня все такие) говорят: "Не обращай внимания!" А может действительно не обращать?


История трех фотографий:

"Рябина"
"Приехал в Набережные Челны в служебную командировку — на судебный процесс над одной бандой. Идем с начальником милиции города по двору изолятора, вдруг смотрю – красивая рябина стоит во дворе, я тут же взял фотоаппарат... Начальник милиции прошел дальше, а ко мне подбегает сержант и строго начинает отчитывать: "Гражданин, кто Вам разрешил снимать, это секретный объект!" "Рябина что ли секретный объект?" - спрашиваю я. "Немедленно прекратите, а вдруг вы готовите побег!". Тут вовремя подошел начальник милиции со словами: "Какой побег, Ваня? Это прокурор республики!"

"Сосна"
Как-то зимой я ехал в Шелангу и увидел потрясающую картину неподалеку от тамошнего Кирпичного завода: стоит красивая сосенка, рядом проезжает мужик на лошади. Не мог не запечатлеть. Самое интересное случилось потом: увидев мою фотографию, один из "новых татар" спросил, где находится эта сосна, а я, по простоте душевной, рассказал. Через какое-то время проезжаю там же – нет сосны. Оказалось, приехал туда этот "татарин" с экскаватором, выкопал сосенку и увез на свой участок.

"Макарьевкий монастырь"
Уезжая из монастыря, сделал этот снимок. В следующий приезд распечатал его и подарил настоятельнице матушке Михайле. После этого меня пригласили выпить чаю. Каково было мое удивление – в трапезной я увидел 50-60 картин маслом о монастыре. Сначала чуть не расстроился. А настоятельница монастыря похвалила: "Видите, все работы темные, мрачные, а Ваша светлая и радостная!"