Казанский режиссер снимает "большое кино" о мусульманском жертвоприношении
- С чего началась ваша карьера как режиссера?
- Я пришел в сферу кино и театра в "солидном" возрасте. В 80-х работал программистом. Потом увлекся театром — на это меня, казанца, вдохновил Питер. Позже работал на казанском телеканале. Видно, Всевышнему было угодно, чтобы я стал режиссером и драматургом — в последние годы работаю над фильмами и пишу пьесы, которые ставят в казанских театрах.
- Над каким фильмом работаете сейчас?
- Мы отсняли три четверти фильма "Курбан-Роман". Это мой первый полнометражный фильм, до этого снимал "короткий метр". На днях состоялся "прощальный" вечер, плакала вся съемочная группа. Во время съемок мы полтора месяца жили вместе в санатории "Крутушка" и очень сблизились. Весной будем снимать "детство" героев, а осенью закончим монтаж, и основная работа над фильмом завершится.
- О чем этот фильм?
- Идея фильма — обряд жертвоприношения. Мы все можем приносить себя в жертву ради любви. Один из героев погибает, спасая любимого человека. Мы снимали в основном в театре оперы и балеты, даже во время спектаклей. Главный герои — музыканты и балерины. Мне говорят, что Казань далека от театральной столицы. Но мы создали этот миф, чтобы город начал соответствовать ему. Создавать мифы в искусстве — это очень "правильно".
- Как родилась идея снять этот фильм?
Фильм снят по повести татарского писателя Ильдара Абузярова, который сейчас живет в Москве. Мы с ним давно дружим. Года три назад я открыл для себя это произведение, потом год назад поделился с ним идеей. Потом мы искали финансирование, проект понравился на всех уровнях в республике. В фильме есть то, что интересно и местному зрителю, и российскому.
- Как, на ваш взгляд, отнесутся к киноленте представители религий?
- Мы не пропагандируем религию, а показываем на примере обряда жертвоприношения, что люди жертвуют собой ради других. Уже слышим негативные отзывы от тех, кто не понимает смысла этого обряда и сюжета кино. Кстати, мы всей съемочной группой отпраздновали Курбан-байрам — принесли в жертву барана и сделали обед для пожилых людей. А вот барана, который снимался в фильме, не тронули — он же актер (смеется).
- Сложно было собирать команду и искать актеров в Казани?
- Невероятно сложно. Всю весну и лето проводили кастинги. Приятно, что известная в России актриса Роза Хайруллина, сыгравшая в фильме "Орда", сразу согласилась на роль и приехала в Казань. В итоге собрали сильную команду из разных городов — Казани, Уфы, Москвы и Питера.
- Чем планируете заниматься дальше?
- В нашей профессии сложно говорить о планах. Жизнь покажет. Пока мы хотим, чтобы "Курбан-Роман" можно было назвать "настоящим кино". Что с ним будет дальше, пока не загадываем.
- Хотели бы снять документальное кино в Казани?
- На Чеховском рынке есть баянист, который может стать персонажем хорошего документального кино, если за ним ходить с камерой год, например. Это будет жизнь как она есть...
- Говорят, на съемках "Курбан-Романа" происходили курьезные случаи...
- Киномеханик из Москвы попросил научить его татарскому ругательству, и съемочная группа разыграла его, научив фразе "егерме биш" (означает двадцать пять). Так он и ругался. (смеется). Также были и мистические ситуации, когда во время работы над сложными сценами одна актриса сломала палец, другая — шейный позвонок. А еще несколько человек почему-то захотели заменить актера в сложной сцене, когда он выпадает из машины и катится по склону в овраг. Но в результате мы наняли каскадера.
- Как режиссер, вы требуете от актеров "повиновения"?
- Я стараюсь выходить на диалог. Но и в числе казанских актеров бывают очень "въедливые" личности. (смеется).