Казанцы редких профессий о тайнах Арского кладбища, ящерах и дворниках поневоле
1 мая в России отмечают День весны и труда. Накануне этого праздника мы решили встретиться с казанцами необычных профессий. Согласитесь, не так часто встретишь в Казани человека, который реставрирует динозавров или «выгуливает» осужденных на общественные работы.
Копатель могил на Арском Кладбище
Александр Скудяков - один из лучших землекопов города, в начале апреля его даже наградили за безупречную службу городу.
За лопату Александр взялся в 1990-х годах, когда страна переживала непростые времена. Многие предприятия закрывались, рабочие, попавшие под сокращение, искали себе новое место работы. 35-летнего слесаря механосборочных работ пригласили на кладбище.
За 25 с лишним лет казанец вырыл огромное количество могил. Сколько - не помнит.
- Ну, скажем так, маленькое село "похоронил", - отшучивается землекоп.
Смерть каждого человека, для которого роет могилу, он пропускает через себя. Тяжелее всего, когда хоронят детей. Тут даже взрослые мужики не выдерживают - плачут, бывает, что и обморок падают.
- Зимой, когда земля промерзает на несколько метров в глубину, приходилось по 10 часов долбить ломом, чтобы вырыть могилу, - рассказывает Александр. - Темнеет рано, но поздно вечером на кладбище не страшно. Страшилки" о привидениях Арского кладбища - вранье. За 25 лет работы ни одного призрака здесь не встречал. И вообще я считаю, что нужно живых бояться, а не мертвых.
Инспектор на обязательных работах
Майор внутренней службы Лариса Саберова контролирует осужденных, которых приговорили к обязательным работам. Как правило, за преступления небольшой тяжести вроде езды пьяным за рулем, побои или мелкую кражу.
Место, где работает наша героиня, официально называется "Отдел исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера".
- Если коротко, то ОИН и ПИМУПХ ФКУ УИИ УФСИН России по РТ, - улыбается Лариса Саберова.
Отбыть срок на ликеро-водочном заводе, как в гайдаевской комедии, не получится: в основном осужденных привлекают к уборке улиц и благоустройству территории.
- Взрослым назначают от 60 до 480 часов обязательных работ, подросткам - от 40 до 160, - рассказывает Лариса Саберова. - И их придется отработать полностью. Если осужденный прогулял два дня, то ему могут заменить трудовую повинность реальным сроком.
Попытки "откосить" были. Например после того, как одного осужденного приговорили к обязательным работам, он, еще не приступив к работам, попал под поезд. Ему отрезало обе руки, поэтому от наказания его освободили - работать он уже не мог.
Кстати, отрабатывать такой "срок" приходится в свободное от основной работы время. Среди осужденных встречаются не только обычные работяги, но и чиновники.
Реставратор динозавров
В Музее естественной истории Татарстана, который находится на территории Казанского Кремля, выставлены скелеты доисторических животных. Но до того, как предстаьт в зале перед посетителями, они проходят через руки реставраторов, которые буквально по крупицам очищает кости от окаменевшей породы.
Олег Шиловский — ведущий специалист музея — на протяжении нескольких лет реставрирует останки древних ящеров. Например, сейчас в Казани восстанавливают скелеты двух доисторических существ.
- Это парейазавр и сумини, - объясняет Шиловский. - Им 250 миллионов лет. Потребуется несколько лет, чтобы очистить скелет.
Кстати, к концу года специалист закончит восстановление скелета другого динозавра, после чего его выставят в музее.
Этим летом Олег Шиловский отправится сразу в две археологические экспедиции. В Кировскую область, где на правом берегу Вятки находится «кладбище» динозавров, и к Подкаменной Тунгусске, где будет изучать доисторические кораллы.