Директор химического лицея-интерната: "Наши ученики создают вечный двигатель и топливо на муравьиной кислоте"

Лицей-интернат для одаренных детей им. академика Кирпичникова с углубленным изучением химии ФГБОУ ВПО «КНИТУ» с благословения Рустама Минниханова работает с прошлого учебного года, но уже после столь непродолжительного времени может похвастаться юными исследователями в области химии, биологии и физики. Подробнее о том, чем занимаются воспитанники заведения и почему туда поступают только самые одаренные дети в области химии ProKazan.ru рассказала директор лицея и по совместительству доцент КНИТУ Лилия Ибрашева.

Лилия Рафаилевна, как вы стали директором лицея ?

- Я проработала в университете 15 лет. Кроме педагогической практики занималась профориентационной работой. Когда мне предложили стать директором лицея — отказываться не стала. По поводу новой должности, могу сказать, что чувствую очень большую ответственность и возросшую нагрузку. Любая организация - живой организм, где все время что-то происходит. Будь то правительственная или иностранная делегация, праздничное мероприятие или родительское собрание, просто урок или профессорская лекция и т.д. Да, бывает иногда не просто решить какие-либо вопросы. Но самое главное - это хорошая команда, которая готова вовремя среагировать на те или иные обстоятельства. Над этим мы работаем.

С чего начинается ваш рабочий день на посту директора?

- Приходя на работу, начинаю обход территории, чтобы самой знать все ли в порядке и что произошло за время моего отсутствия. Всегда планирую все свои дела с вечера, освобождаю тем самым немного свободного времени на общение с учащимися. К сожалению, не всегда удаётся выполнить всё, поскольку в течение дня появляются и незапланированные мероприятия.

Какие запоминающиеся моменты происходили за время работы лицея?

- Самый запоминающийся связан с подготовкой к открытию лицея. Помогали все, начиная с ректората вуза, профкома, хозяйственников. Весь коллектив лицея до глубокой ночи оформлял, отмывал, расставлял мебель и пр. Отдельное спасибо, нашему курирующему проректору по непрерывному образованию Любови Овсиенко за ее идеи, поддержку и активное участие в нашем создании и развитии, а также главе Зеленодольского муниципального района РТ, мэру города Зеленодольска Александру Тыгину за оказанную помощь в функционировании образовательной организации.

Поступить может любой школьник или вы берете только победителей олимпиад?

- При поступлении ребята проходят конкурсный отбор. В конкурсе принимают участие учащиеся с 7 класса, желающие изучать химию на углубленном уровне и получать расширенную подготовку по математике, физике, биологии, иностранному языку. Конкурс проходит в три этапа: дистанционный, предметная олимпиада и собеседование с предметной комиссией, в составе которой профессора, доценты ФГБОУ ВПО «КНИТУ», педагоги и психолог лицея.

Из других городов ребята к вам тоже приезжают?

- Мы отбираем детей не только со всей Республики Татарстан. На данный момент кроме школьников из Казани, Зеленодольска, Набережных Челнов и других городов Татарстана учатся и ребята из Тольятти, Ижевска, Волжска.

Сколько детей вы можете принять в лицее - интернате?

- Лицей - интернат рассчитан на сто сорок воспитанников. Максимум, который мы можем принять на обучение — сто семьдесят учащихся, тридцать из них (без проживания) приезжают, учатся и посещают «школу полного дня».

Занятия проходят также, как и в обычной школе?

- У ребят четкий распорядок дня. В 7.00 утра у нас подъем, а основные занятия проходят с 8.30 до 15.15. С 16. 00 начинается дополнительная программа подготовки. Средняя наполняемость в классах - 14 детей, поэтому практически к каждому ребенку обеспечивается индивидуальный подход.Лицеисты проходят углубленную программу по химии, физике, математике и английскому языку. В ближайшем будущем мы планируем преподавать на английском языке профильные предметы: химию, физику, биологию. В настоящее время в процесс преподавания химии, биологии и физики введена система интерпретации категориального аппарата на английском языке.

Расскажите об оборудовании лицея?

- В учебном здании имеются лаборатории по предметам естественно-научного цикла, учебные аудитории с мультимедийным оборудованием, бассейн, спортивный и актовый залы, современная медиатека, мультимедийное оснащение учебных классов, библиотеки, актового зала.

Учащиеся проживают в общежитии гостиничного типа, в котором имеются специальные помещения для индивидуальных и групповых занятий, досуга, прачечная, душевые комнаты, комната экстренной психологической помощи, медицинский блок. Плата за обучение в лицее не взимается, дополнительные платные образовательные услуги не оказываются, репетиторство не практикуется.

Кто присматривает за учащимися и чем они занимаются в свободное время?

- К работе с учащимися привлечены педагоги - воспитатели, под их руководством ребята не только увлеченно выполняют домашние задания, но и принимают участие в различных тематических мероприятиях по проблемам развития современного российского общества. Одаренность воспитанников лицея проявляется не только в научно-исследовательской деятельности.

Большинство ребят посещают различные творческие секции. Это вокал и бальные танцы, игра на музыкальных инструментах (курай, баян, фортепьяно), студия дизайна, а также плавание, волейбол, футбол, секция по черлидингу, шахматам и пр. Традиционными стали праздничные концерты, где ученики проявляют свои актерские, вокальные и танцевальные способности. В лицее уже сложилась музыкальная группа «Аметист», вокальный кружок 7-ых классов, группа по черлидингу.

В последнее время в Татарстане участились случаи, когда ребенок не выдерживал учебной нагрузки. Не боитесь, что у лицеистов может случиться нервный срыв?

- Учебные нагрузки в лицее устанавливаются с учетом возрастных особенностей детей. С точки зрения педагогики и психологии у нас четко распланирован день, учитываются психоэмоциональные нагрузки.

Обязательные занятия с психологом лицея проводится регулярно 1-2 раза в неделю (с каждым классом). Цель данных занятий – повысить учебную мотивацию и создать здоровую психологическую атмосферу в учреждении. На занятиях учащиеся выявляют конфликтные ситуации, определяют уровень тревожности, астенизации и учатся умению справляться с подобными состояниями. Во избежание конфликта «учитель-ученик» проводится работа и с педагогическим составом по профилактике эмоционального выгорания и хронической усталости. Индивидуальное психологическое консультирование проводится с родителями в плане интересующих их вопросов по воспитанию детей.

Над чем сейчас работают ваши будущие специалисты?

- Многие из ребят очень увлечены научно-исследовательской и проектной деятельностью, так что готовы заниматься этим круглосуточно. Ребята генерируют идеи. К примеру, ученик 7 класса Карим Азраков проектирует «вечный двигатель». Ученицы 10 класса Акмаева Дарья и Садикова Аида исследуют зависимость питания на состояние волос и ногтей. Константинов Андрей ученик 11 класса работает над топливной технологией будущего (гомогенное дегидрирование муравьиной кислоты) для предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, Дмитриев Арсений занимается исследованием новых полимерных газоразделительных мембран.

Отрадно то, что профессорско - преподавательский состав КНИТУ поощряет их начинания и предоставляет им квалифицированные научные консультации, углубление знаний в выбранном профиле обучения, подготовке к олимпиадам, конкурсам, будущей научно-исследовательской и проектной деятельности.

Расскажите о научном сообществе, созданном на базе лицея?

- Оно носит название «Лига знаний». Все учащиеся лицея входят в это научное сообщество, основная задача - широкое привлечение учеников к участию в научно-исследовательской и проектной работе, олимпиадному движению. Костяк «Лиги знаний» состоит из лицейского Ученого Совета, в состав которого входят 20 самых интеллектуально одаренных ребят, которые уже проявили себя как победители различных конкурсов научно-исследовательских и проектных работ. Эти воспитанники занимаются по индивидуальным маршрутам.

С гордостью можно назвать имена тех, кто вошел в лицейскую историю как первые победители предметных олимпиад, лауреаты конкурсов и участники научно-практических конференций. Это Головешкина Дарья, Веткин Павел, Арсланова Камилла, Фахрутдинов Рафиль, Закирова Алсу, Россамахин Руслан, Копылова Галина, Нигматуллина Диана и другие.

После окончания какое будущее у детей?

- Всех ребят мы готовим к осознанному выбору направлений подготовки (специальностям) в ФГБОУ ВПО «КНИТУ». Кроме того в квалифицированных кадрах заинтересованы сами предприятия нефтегазохимического комплекса РТ. Так, с целью обеспечения условий для социального партнерства, в лицее сформирован Попечительский Совет под председательством Заместителя Премьер – Министра, министра промышленности и торговли Республики Татарстан Равиля Хамматовича Зарипова, а членами Попечительского Совета являются гендиректора промышленный предприятий Татарстана.

Какое значение имеют лично для вас ученики лицея?

- Многие ребята радуют своей тягой к знаниям, достижениями, победами и прекрасными человеческими отношениями. Иногда, конечно, и огорчают, например, плохой дисциплиной и своим равнодушием. Но в целом меня воодушевляет их творческий энтузиазм, энергетика, креативность мышления. Ребята у нас очень активные, старательные, готовые на новые свершения. Каждый раз раскрываешь в них все новые и новые таланты не только на уроках, но и в проектной, научно-исследовательской деятельности, на сцене и в спорте.

Напомним, ранее портал ProKazan.ru прогулялся по химическому лицею и увидел, как подрастающее поколение учат управлять нефтехимическим заводом и ставить сложные опыты.