Российский сценарист о любимых казанцах, сексе и своем новом фильме

В эти выходные, 15 и 16 ноября в ЦСК «Смена» состоятся сразу два кинопоказа. Казанцы увидят фильм «Еще один год», снятый режиссером популярных мелодрам/комедий "ПитерФМ" и "Плюс один" Оксаной Бычковой. Также премьерой станет фильм «Комбинат „Надежда“». ProKazan.ru пообщался со сценаристом обоих фильмов Любовью Мульменко и обсудил мат, секс и современный кинематограф.

В этом году на Кинотавре победил фильм «Испытание», действие которого происходит в казахской степи. Как место влияет на кино, на человека в нем? Как бы выглядел «Комбинат „Надежда“», если бы герои жили, например, в Адлере, во Владивостоке или в Питере?

- В случае с «Комбинатом» место значит много. Оно диктует условия, оно предлагает героям обстоятельства. Нам нужна была не просто провинция, а провинция тоталитарная, мрачная - оторванная не только от Москвы, но и от материка. Нужен был город, из которого технически трудно уехать (дорого и далеко), и из которого уехать хочется (суровые климатические условия, промзона на промзоне, отсутствие перспектив – если только ты не связываешь свою карьеру с заводом).

Владивосток и Питер – романтические города, люди наоборот мечтают туда попасть, в каком-то смысле оба эти места – столицы, центры. В Адлере я не была, но могу предположить, что ему свойственна практичность, расслабленность и сытость кубанского курорта. Никто не мерзнет, кушают хорошо, загар. При переносе места действия в Питер, Владивосток или Адлер мы могли бы сохранить типажи и речь героев (даже в благородном Петербурге есть окраины, населенные пацанами), но не мотивировки, не коллизии, не атмосферу.

Есть ли в России перспектива у национального кино, снятого не на русском языке?

- Мне кажется, у большой части русскоязычной аудитории уже выработалась привычка смотреть кино с субтитрами. Многие иностранные фильмы и сериалы, на которые есть спрос в России, не озвучены, но снабжены английскими, например, сабами. Люди качают, смотрят – нормально. Многие даже специально ищут версию фильма с оригинальной дорожкой, не дублированную. Так что если какой-нибудь якутский, башкирский или татарский сюжет захватит зрителя, зритель будет смотреть с субтитрами и радоваться.

«Комбинат „Надежда“» на первый взгляд может показаться фильмом о необходимости и невозможности «свалить из страны». Как вы относитесь к такому прочтению?

- Мы этот смысл не закладывали. Режиссер «Комбината» Наталия Мещанинова во всех интервью говорит о том, что фильм – о конкретной девочке и о конкретном побеге из конкретного города. Норильск – не метафора России, да и вообще в этом кино метафор нет. Что, естественно, не мешает отдельно взятому интерпретатору их искать и находить.

«Еще один год» — пример качественной мелодрамы для самой широкой аудитории. В этой связи, что вы думаете о перспективах жанрового кино в России?

- «Еще один год» – это, может быть, качественный мейнстрим, но никак не жанровое кино. Если фильм снят о любви и любовном страдании, это еще не делает его вписанным в жанр. Жанр подразумевает следование определенному канону, логике, темпоритму и идеологии (в данном случае – мелодрамы, вы же ее имеете в виду?). Если бы мы хотели сделать тру мелодраму, мы бы все сделали не так.

Если бы мы пытались выдать «Еще один год» как он есть за жанровый фильм – мы были бы конченые двоечники, которые примерно 80% условий жанра не знали, не выполнили, прощелкали. Как примет публика наше нежанровое, но мейнстримное камерное кино – поймем, когда оно выйдет в прокат в декабре. А о перспективах отечественного жанрового кино, по-моему, нам сообщает успех фильма «Горько».

В одном из прошлых интервью вы сказали, что в начале своей карьеры старались быть неожиданными и брали, к примеру, у братьев Запашных интервью про нанотехнологии. С кем из казанских известных личностей хотели бы пообщаться и на какую тему?

- Я не беседовала с Запашными. Я работала редактором в интернет-газете Saltt.ru («Соль») и вместе с коллегами разрабатывала принципы существования основных рубрик и жанров – в том числе, интервью. И когда мы отправляли журналистов на интервью, мы предлагали им выбирать самые неуместные, самые безумные темы, чтобы герой на ходу выкручивался и через это раскрывался. Чтобы герою было трудно, чтобы он не гнал привычную свою пластинку. Так или иначе: моя любимая «казанская известная личность» живет в Москве, это Марина Разбежкина, я с ней о чем угодно готова, в общем-то.

Лингвист Максим Кронгауз, читавший недавно в Казани лекцию, считает, что если запрет на использование мата в художественных произведениях исчезнет, то и сила матерных слов заметно ослабнет. Вы согласны с этим? Как вы объясняете для себя мат в кинематографе?

- Мат существует не в кинематографе, а в языке. Кинематограф скорее фиксирует язык, а не изобретает, и уж конечно – он язык не насаждает. Было бы очень самонадеянно со стороны кинематографистов приписывать себе такую функцию. Степень влияния кино на язык, особенно на устную речь – ничтожна в сравнении с самой по себе повседневной практикой словоупотребления и даже в сравнении с языком СМИ. Я стою на том, что язык – система саморегулирующаяся, им невозможно управлять, и в этом смысле я за него спокойна.

Всё, что языку нужно, в нем сохранится, выживет и найдет дорогу. Запрет на мат в кино для меня (сценариста) не катастрофа, но досадная помеха. Запрет на мат мешает мне быть точной и вынуждает к приблизительности, к лукавству, к речевому ханжеству.

Многие режиссеры считают, что фильмы, подобные «Комбинату „Надежда“», обречены быть увиденными только на различных фестивалях. Какой вы видели судьбу фильма «Комбинат „Надежда“», работая над сценарием?

- Нам просто хотелось рассказать эту историю, рассказать заразительно. Ну, мы и рассказывали, работали, не отвлекаясь особо на стратегическое планирование судьбы еще не снятого фильма.

Нужно ли в кино столько секса и мата? Почему нельзя было использовать другие художественные средства? Вам не кажется, что люди уже наелись секса и грязи?

- Несмотря на то, что одна из героинь «Комбината» - проститутка, в кадре ни разу не показан половой акт. В фильме «Еще один год» сцены секса есть, но они чрезвычайно лирические и целомудренные. Вообще, я секс и грязь не отождествляю. Мат и грязь – тоже. Язык героев должен быть оправдан их биографией, возрастом и средой – больше он не должен ничего и никому.

В Казани живет известный писатель Денис Осокин, по сценариям которого снимаются фильмы, побеждающие на международных кинофестивалях: «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции». Что вы думаете о его работах?

- Тексты Осокина - в первую очередь, литература, а не драматургия, и я очень этому рада. Потому что хорошую литературу я люблю больше и встречаю реже (чем пьесу, чем сценарий, где все устроено мастерски в смысле развития сюжета, своевременности поворотов etc). Хорошая литература – это чудо и дефицит. Осокин свои чудесные и дефицитные образы создает при помощи собственно языковых средств – из слова, из его фонетической и графической формы, из ритма и мелодики фразы.

Режиссер Федорченко потом эти образы конвертирует, переводит на язык кино и в процессе фактически изобретает заново. Это ведь и есть настоящая интересная работа режиссера - не прямая визуализация описанного сценаристом, не буквальный клип на песню, а как бы принципиально новое движение, сообщенное литературным импульсом. Осокин дарит Федорченко литературное переживание, а Федорченко уже не текстом Осокина делится с нами, а своим опытом встречи с его текстами – дарит нам кино об этом опыте, дарит нам кинопереживание.

Для справки:

"ЕЩЁ ОДИН ГОД". Режиссёр: Оксана Бычкова
Сценаристы: Наталья Мещанинова, Любовь Мульменко
Премьера состоялась 28 января 2014 на Международном кинофестивале в Роттердаме

Синопсис: История возникновения страстной любви сквозь боль, страдания и слезы. Вряд ли в арсенале человеческих чувств и эмоций найдется что-то ярче и желаннее, чем любовь и страсть. Они редко ходят по отдельности, все больше вместе, сплетаются в один узел и путают без того подчас сложные отношения.

Он — бомбила, подрабатывающий по ночам, она — начинающий веб-дизайнер в модном СМИ. Любви в этих отношениях сполна, но они из разных социальных слоев, у них разные интересы. Эти различия, в комбинации с бешеной страстью, постепенно достигают своего апогея. И все это происходит в течение года. Они маются, расстаются, сходятся, любят, ненавидят, занимаются любовью и снова убегают друг от друга и от себя. Что творится в головах и сердцах этих людей, не понимает никто, но самое интересное: а знают ли они сами?

Фильм получил главный приз в номинации «Большой экран» на Международном кинофестивале в Роттердаме и приз Федерации киноклубов России на 36-м Московском международном кинофестивале.

КОМБИНАТ "НАДЕЖДА". Режиссёр: Наталья Мещанинова
Сценаристы: Наталья Мещанинова, Иван Угаров, Любовь Мульменко
Премьера состоялась 25 января 2014 на Международном кинофестивале в Роттердаме

Синопсис: Досуг у молодых людей в районе двадцати примерно одинаков, где б они ни жили — в Лондоне, Перу или Заполярье: музыка, мечты, любовь и алкоголь. Света любит жениха, который уехал на юг и теперь живет у нее в скайпе, и ненавидит Надю, из-за которой тот отморозил в сугробе ноги.Надя любит Юрия, Дрон — Свету, Шкарупа — шашлыки и водку, Сережа и Яна — друг друга и свою музыкальную группу, украшение заводской самодеятельности. Таксист Дэн мечтает накопить на внедорожник и возить туристов в тундру, фокусник Алеша — стать звездой корпоративов «Норильского никеля», соперницы Света и Надя — навсегда уехать из родного города.
Планы с жаром обсуждаются, но никогда не реализуются — в веселом бездействии и безвременье жить легче. Один день рожденья сменяет другой, пикник перетекает в посиделки в бане, денег на билет от малой родины до Большой земли и большой мечты ни у кого не хватает. Неужели они останутся здесь навсегда — или кто-то сделает шаг к будущему, вырвется из заполярного гнезда, пусть и дорогой ценой?
Пока градообразующее предприятие Норильска обрабатывает драгметаллы, комбинат, функционирующий в душах героев, производит надежду. Непонятно, вхолостую он работает или нет.

Фильм получил главный приз на 19-м Международном кинофестивале в Вильнюсе (секция «Baltic Gaze», март 2014)

Расписание мероприятия в ЦСК "Смена"

15 ноября
18:00 Лекция по сценарному мастерству
19:30 Показ фильма «Комбинат „Надежда“»
Цена входного билета — 150 рублей

16 ноября
19:00 Показ фильма «Ещё один год»
Цена входного билета — 150 рублей