Мать Данилевского: "Мой сын всегда боялся крови"

Корреспонденту портала ProKazan.ru удалось разговорить мать обвиняемого в двойном убийстве Игоря Данилевского. Напомним, год назад, 29 августа в Казани в своей квартире были найдены мертвыми пожилая женщина и ее дочь, скончавшиеся от ударов ножом. На месте преступления на стене их кровью убийца написал "Свободу Пусси Райт". На следующий же день по подозрению в убийстве был задержан преподаватель КГАСУ, философ Игорь Данилевский. По версии следствия, между ним и погибшей Лилей Зариповой, в прошлом его однокурсницей, возникла ссора из-за денег, которые он был ей должен. Как предполагают следователи, вспылив, философ зарезал ножом свою сокурсницу, а потом, как свидетельницу, и ее мать.

- Это не он! - категорична убитая горем мать Данилевского Галина. - Я знаю, что пройдет время, и за эти обвинения всем будет стыдно. Только время нужно, и я с этими людьми обязательно встречусь и все в глаза им скажу, - оборачиваясь на зал суда говорила женщина. - Я бы камня на камне не оставила, разнесла бы все там за своего сына, но должна сдерживаться.

По словам Галины Данилевской, Игорь всегда боялся крови, отворачивался, даже если случайно ранил палец, так что никак не мог писать чужой кровью на стене. Кроме того, как утверждает женщина, в квартире убитых были найдены еще чьи-то следы присутствия, но этого как будто никто не замечает.

- Мой сын и не отрицал, что был у Лили, - возмущается Галина Данилевская, - потому что он действительно бывал там. Но никого не убивал! Почему не ищут тех, чьи еще следы там найдены?!. А деньги, которые нашли у нас при обыске, это же деньги не Лили, это мои деньги. И никто даже не принимает во внимание, что они в белорусских рублях. И вообще это был не обыск — это был акт вандализма просто.

Женщина считает, что убийца — один из тех, кого сделал персонажем своей книги "Сессия. Дневник преподавателя-взяточника" ее сын. Она утверждает, что уговаривала сына не публиковать ее или публиковать под псевдонимом, чтобы не было проблем, но он оставил свое авторство.

- В книге написана вся правда о том, что творится в казанских вузах, причем порой без маскировки за художественными приемами,- поясняет Галина Данилевская. - Многие преподаватели, думаю, узнавали себя в ее персонажах. Так что зуб на Игоря был много у кого. А кроме того, Лиля работала в финансовой структуре МВД, и в книге есть герой из этой структуры...

Пока идет судебный процесс, растянувшийся на год, на близких обвиняемого Игоря Данилевского сыплются различные несчастья. Дважды вскрывали квартиру, забирались на дачу, взламывали машину... Это все не случайность, уверена Галина Васильевна. Так же она уверена, что ее сын гений, непонятый временем, но не убийца.

- Игорь всегда был другим, - рассказывает она. - Даже когда в детстве я отправляла его погулять, он стремился домой, за книги. Он был единственным мальчиком в классе, который вставал, когда входили девочки. Он вел десять предметов на разных потоках и никогда не писал свои лекции, только по ночам перед занятием пролистывал литературу по теме. А диссертацию свою писал на коленях, сидя у моей кровати, когда я лежала с инфарктом. При этом он всегда ненавидел себя, все в себе ему не нравилось, он считал, что недостаточно знает, недостаточно умеет и вообще ничего из себя не представляет.

По словам Галины Данилевской, знакомый профессор говорил, что Игорь просто умница, гений, опередивший время, которого поймут только спустя годы, как и многих великих. А психолог, к которому они обращались за помощью, сказала после беседы с ним: "Я гениев не лечу. Но я рада, что познакомилась с таким человеком".

- Он обладал некоторым предчувствием, - продолжает мать обвиняемого в двойном убийстве. - В одной из книг несколько лет назад он писал про Березовского. И это сбылось! А однажды он мне сказал, что предчувствует свою неестественную смерть. Я запретила ему так говорить и думать, ведь мы оба знаем, что мысли материализуются.

Делясь своими мечтами с матерью, Данилевкий рассказывал, что хотел бы, чтобы первые пять рядов на его лекциях занимали женщины. А отношения с убитой Лилей были теплыми и неконфликтными.

- За год у нас с сыном было два свидания, хотя разрешено видеться раз в месяц, - говорит Галина Данилевская. - Он похудел, поседел, но наконец-то стал ценить себя, посмотрев на людей в СИЗО.

По мнению психотерапевта, доцента, кандидата психологических наук Рамиля Гарифуллина, Игорь Данилевский действительно очень талантливый, умный, виртуозный, но и хитрый человек. При этом его психическое нарушение может быть само по себе, а преступление само по себе — не по причине психического расстройства.

- Я читал его работы, они восхитительны! - говорит Рамиль Гарифуллин. - И в его случае речь идет не о нарушении сознания, а о том, что оно больное. Психиатры до сих пор спорят, что есть невменяемость. Но одно дело быть невменяемым с полностью отключенным сознанием, например, при белой горячке и зарубить, как кажется, черта, а на самом деле жену. В данном случае человек отдавал себе отчет в том, что он делает, было понимание и конкретная цель. Но то, как виртуозно и "творчески" он пытался ввести в заблуждение следствие, - признак наличия сознания. Творчество — сознательная деятельность. Возможно, имел место аффект, но это не оправдание.

Психотерапевт признал, что излечение в психиатрии — спорное понятие. Психологические заболевания практически неизлечимы, удается создать максимум только длительную ремиссию за счет препаратов.

- Его отправили сейчас на принудительное лечение в психлечебницу, где он будет есть вкусные рыбные котлеты и спокойно читать свою философию, - считает психотерапевт. - Чикатило, кстати, ведь тоже имел психическое заболевание, но его расстреляли из социальной целесообразности, потому что это был плевок в общество. Это двойное убийство — тоже плевок, как минимум в родственников убитых.

По словам Рамиля Гарифуллина, лечение вряд ли приведет Данилевского «в чувства», поскольку в настоящий момент и психиатрия, и пациенты находятся в тупике. Больных подсаживают на психотропные препараты, которые нужно принимать длительными курсами. От этого состояние пациентов только усугубляется, возникает лекарственная зависимость, приходится увеличивать дозу лекарств.

- Серьезные проблемы неизлечимы, - с сожалением рассказывает психотерапевт. - Можно только подсадить на лекарства. Но так из невротиков люди превращаются в психотиков.

Главный дактилоскопист Татарстана Михаил Жуков с уверенностью говорит, что именно Игорь Данилевский причастен к убийству двоих женщин.

- Именно нашими экспертами-криминалистами установлены его отпечатки пальцев на месте преступления, - говорит ведущий эксперт. - И это абсолютно точно. Любое сомнение всегда трактуется в пользу подозреваемого, когда дактилоскопист делает вывод о совпадении или несовпадении отпечатков. Здесь сомнений не было.