Эксперты рассказали, почему вера в Бога стала прибыльным бизнесом
Как происходит формирование стоимости религиозных услуг? Кто виноват в том, что религия стала прибыльным делом? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, газета "Pro Город" и портал ProKazan.ru в рамках рубрики "Круглый стол" провели две встречи с экспертами на которых выясняли, совместима ли вера и деньги.
Сулейман хазрат Зарипов, казый центрального региона РТ, Имам-хатыйб мечети "Зайнулла Расули"
Лариса Астахова, доцент кафедры религиоведения Философского факультета КФУ
Иван Скрябин, модератор
- Каждая мусульманская религиозная организация существует на подаяния граждан: страждущих людей, прихожан, - объясняет Сулейман хазрат Зарипов, казый центрального региона РТ, Имам-хатыйб мечети "Зайнулла Расули". - Этих средств хватает на то, чтобы содержать все наши приходы.
В основном в мусульманских религиозных заведениях работают люди, которые, прежде всего, мотивированы духовно. Образно говоря, существует два института: официального духовенства, в который входят духовные деятели, ведущие проповедническую работу и институт духовенства, который причастен к религии, старые имамы называют его представителей шабашниками. Такие люди иногда ходят на намазы, учились в медресе, знают как проводить религиозные ритуалы. Они берут, допустим, заказ на погребение, но придя, не думают о том, что у человека горе, не разделяют с ним проблему, а начинают говорить о сумме, которую необходимо заплатить. Это, конечно, касается не всех.
Сулейман хазрат Зарипов полагает - если бы каждый человек, считающий себя православным, мусульманином, католиком приходил бы регулярно и жертвовал на поддержание религии, к которой он себя относит, какую-то посильную, пусть маленькую сумму, то никаких бы цен и прейскурантов не было.
"Больше 70% людей в нашей стране называют себя православными, но посещаемость церквей очень низкая, - объясняет Лариса Астахова, доцент кафедры религиоведения Философского факультета КФУ. - Выработался термин "захожане" — это люди, которые очень редко бывают в православных храмах, а есть прихожане, постоянная паства — их порядка 5-7%. Церкви, где по географическому положению захожан много (места, где много туристов), получают больше доходов, чем деревенские приходы с пятью бабушками".
Гипотетически, цены в таких местах могут быть значительно ниже, потому что спрос выше, в этом случае другие храмы будут вынуждены поднимать цены, им нужно как-то жить. Для того, чтобы церкви, приходы не конкурировали в этом плане друг с другом и были выработаны своего рода прейскуранты. Расценки – это условная стоимость, существующая только для сторонних храму людей.
Вопросы от читателей ProKazan.ru
- Ребенок растет нехристью, ибо цену "пожертвований", которую заломили в церкви считаю высокой. Могу заплатить, но меньше...
Лариса Астахова: Не будет ничего плохого в том, что вы заплатите меньше. Такая позиция часто связана с внутренней гордостью и обидой самих людей на то, что они не могут заплатить и это как-то унижает их в собственных глазах, ведь нужно кого-то попросить о снижении цены, поэтому они вообще решают этого не делать.
- Религия стала прибыльным бизнесом потому что у религиозных организаций нет отчетности перед финансовыми и налоговыми службами...
Сулейман хазрат: Мы также как и другие организации сдаем отчеты в Соцстрах и Налоговую службу, нам начисляют пени, присылают штрафы. Отсутствуют экономические привилегии. Было бы хорошо, чтобы государство стало субсидировать коммунальные расходы религиозных организаций - не все мусульманские мечети, медресе могут себе позволить оплатить эти услуги.
Из 1,5 тысяч мечетей в 500-700 из них есть воскресные школы, религиозные организации. Мы же учим детей благу — так почему же государству не дать нам определенные льготы. Благодарны уже за то, что перестали платить земельный налог.
РПЦ против
Может быть нашему государству стоит постоянно финансово поддерживать какие-то религии?
Лариса Астахова: Рассмотрим принципы формирования государственной церкви в Европе и в США.
Соединенные Штаты изначально были поликонфессиональным государством. А вот практически каждая страна в Европе имеет государственную религию — это не предполагает ее единственности, а говорит о том, что одна из религий поддерживается государством как наиболее историческая и приоритетная. Речь не идет о нарушении свободы совести, а только о финансовой поддержке. Многие, в том числе и государственные структуры России считают, что нам тоже нужно ввести такую систему, потому что есть историчность одной религии, но прежде всего РПЦ является противницей этого процесса, желая остаться отделенной от государства.
Почему? Это наглядно видно на примере Греции, где все православные обряды бесплатные, а церковнослужители считаются государственными служащими и получают зарплату от государства, но люди не православные, естественно, обижаются, потому что на их деньги содержится церковь, к которой они не имеют никакого отношения.