Диспетчеры 02: казанцы жалуются на кошек-"террористов" и спрашивают у полиции, который час
Каждый раз, когда казанцы набирают на своем телефоне 02 или 102 (с мобильного), все звонки стекаются в зал оперативного дежурного, который расположен в здании УВД Казани на улице Карла Маркса. Здесь сидят девушки-операторы, которые обрабатывают звонки и передают их патрульным.
Мы отправились к ним, чтобы узнать, как работает служба "02" в Казани.
В зале, где сидят диспетчеры службы "02" шесть рабочих мест, но по факту работают 4-5 человек.
- Я бы человек 10 посадил, - рассказал порталу ProKazan.ru начальник дежурной части УВД Казани Антон Гомыжев. - Но это пока мечты.
Возможно именно поэтому рекомендуют звонить в службу 112 - там операторов больше и шанс дозвониться выше. Хотя и в том, и в другом случае спецслужбы реагируют быстро.
Кстати, в Казани диспетчерами работают исключительно девушки.
- Полиция должна отвечать женским голосом, - продолжает Антон Гомыжев. - Не знаю почему, но так принято. Я здесь работаю уже 16 лет - и все время тут работали девушки Был лишь один парень.
Когда казанцы набирают телефон "02", они попадают на многоканальный телефон. Диспетчер опрашивает звонившего и вносит данные в специальный электронный журнал КСА "Полиция". Составляется карточка происшествия.
Телефон звонящего определяется автоматически, как и адрес (в том случае, если звонок идет со стационарного телефона).
- Система определяет адрес и телефон в 99,9 процентах случаев, - объясняет Антон Гомыжев. - Но иногда происходят сбои.
Кстати, многие считают, что если позвонить с виртуального номера программы "Скайп", то вычислить их будет трудно.
- Ничего подобного, - объясняют оперативники. - В любом случае, там определится комбинация цифр, поэтому можно вычислить, кто звонит.
После того, как карточка вызова оформлена, диспетчер отправляет ее в тот отдел полиции, на территории которого произошло преступление. Всего в Казани их 17.
Если вызов требует немедленного реагирования, его передают радиооператорам, которые находятся тут же - за стеклянной перегородкой.Это сотрудники патрульно-постовой службы, ГИБДД, Нацгвардии (в прошлом - вневедомственная охрана).
- Если произошло ДТП, логично предположить, что туда направят машину ГИБДД, если грабеж или разбой, то туда поедет патрульно-постовая служба, - объясняет Антон Гомыжев.
На этом мониторе в режиме реального времени можно увидеть, где находятся патрульные автомобили - "жучки" ползают по карте всего города. На суточные дежурства заступают 55 машин патрульно-постовой службы, 50 машин ГИБДД и 30 машин Нацгвардии.
Ежедневно один оператор фиксирует более ста звонков, остальные 200-300 сообщений отсеивается. Это могут быть повторные сообщения о происшествиях или звонки от неадекватных граждан.
- Звонят, чтобы узнать какая погода за окном или спросить, который час, - рассказывает помощник оперативного дежурного по службе 02 Татьяна Китова. - Или позвонил мужчина, который пожаловался в 02, что у него чешется все тело.
Бывают и курьезные вызовы, над которыми смеются всем залом. Однажды, например, позвонила женщина и попросила прислать наряд полиции к... кошке. По словам женщины та терроризировала ее: царапала, кусала и не давала спокойно жить. Просила забрать ее.
Такие звонки не считаются ложным вызовом.
- Классический пример ложного вызова: звонит женщина и говорит, что ее бьет муж, а когда приезжает полиция, отказывается писать на него заявление, так как они уже помирились. В этом случае, звонившей придется оплачивать штраф.
Кстати, по статистике за 9 месяцев 2016 года в Казани зафиксировано 1200 ложных звонков.