Выставка Онищенко в Казани: оптическая игра, супрематизм Малевича или кто такая ALINA

Казань второй город, где представлена выставка "ALINA": до этого проект оценили в московской галерее "Триумф". Но сейчас он немного в другом составе: этот проект некое состояния, из которого можно что-то удалить или добавить, а общее впечатление не изменится. То есть здесь нет какой-то конкретной истории с сюжетом, смысл которого можно исключить.

Николай Онищенко окончил художественно-графический факультет Воронежского университета, затем Институт проблем современного искусства в Москве. Работает в жанрах видео, фотографии, инсталляции, перформанса, графики и живописи. Проект "ALINA" - это скорее состояние художника, в котором ему хорошо: ведь работы созданы в промежутке между 2012 и 2016 годами. Всего на выставке представлено 23 графических и живописных работ, выполненных карандашами, акриловыми и акварельными красками.

В проекте "ALINA" Николай Онищенко касается такой темы, как чужеродность, противопоставление живого начала и абстрактности. Эта тема появилась в связи с тем, что развитие медийной индустрии делает людей менее человечным. "ALINA" - оптическая игра, где привычное и надежное оказывается посторонним и опасным, а чужеродные объекты - притягательными и “своими”.

Выставка напоминает историю болезни одного математика, увлеченным живописью и потерявшим способности видеть объекты целиком. Он мучительно пытался выстроить полные образы предметов, понять их предназначение по обрывочным фрагментам и погружался все глубже и мир холодной и несущественной геометрии. В конце концов математик уже не мог выполнять простейшие повседневные действия.

Николай Онищенко ставит зрителя в положение этого математика - одновременно до и в процессе болезни. Глаз улавливает изображение обыденного: дорожную разметку, фасад здания, коридор, верхушки деревьев. Но на равных правах со знакомыми предметами в пространстве парят инородные геометрические тела. Эти объекты кажутся то выпуклыми, то вогнутыми, они то ли приближаются, то ли удаляются. В их присутствии повседневное уходит на задний план, словно на него наброшена пелена.

Выставка представляет собой состояние: на работах нет ничего живого. Николаю Онищенко близко и интересно такое состояние - сознания, вещей, природы, зданий и ландшафтов, где присутствие человека совершенно не обязательно, а иногда даже не предполагает существование живого.

Работы не пытаются вызвать у человека ощущение теплоты или узнавания: абсолютное отчуждение от людских переживаний. В работах прослеживаются элементы русского авангарда, супрематизма Малевича - основанное еще в начале 20 века. В нем провозглашалась идея новой реальности: зачем копировать существующее, если можно создать новое, со своими правилами.

Еще одна тема, которая прослеживается в работах Онищенко - архитектура советского модернизма 60-х годов прошлого века после провозглашения минимализма и борьбы с излишествами.

Также можно увидеть элементы бумажной архитектуры 80-х годов 20 века - проекты создавались в виде чертежей и макетов, но так и не были осуществлены.

В проекте "ALINA" важна множественность - одной работой невозможно окутать себя атмосферой, воздухом, которая исходит из этих работ. Все работы, технически построенные по одному принципу - есть архитектура, абстрактность, геометрические фигуры, разные - это личная история художника. Формальный анализ - как и из чего состоит картина, не дает полного представления, нет правильного восприятия: нужно просто прийти на выставку и попытаться почувствовать.

Может показаться, что Алина - это Муза художника, но это не так. Имя "ALINA" - имеет одну этимология со словом "alien" - пришелец, чужеродный, нездешний. Еще в средние века таким именем назвали незаконнорожденных девочек, то есть они сразу становились "чужими существами". Поэтому с одной стороны выставка - что-то отчужденное, но с другой - "свое", "родное", которое хочется увидеть и понять.