Особенности строительства автомобильных дорог
Сокращение объема при отрицательных температурах вызывает появление на покрытии трещин, которые, постепенно увеличиваясь, могут привести к его существенным повреждениям.
В результате совместного воздействия всех атмосферных факторов эксплуатационные качества асфальтобетонных и дегтебетонных покрытий часто ухудшаются значительно раньше нормативных сроков, определяемых действием движения автомобилей.
Одним из решающих условий обеспечения длительной эксплуатации асфальтобетонных и дегтебетонных покрытий является тщательный отбор материалов. Для обеспечения прочности и долговечности покрытия не менее важное значение имеет качество сцепления щебня с битумом или дегтем. При этом важно при строительстве дорог продумать план проведения водопровода. Дренаж и водоотведение представляет собой комплексную систему, включающую установку на асфальте люков в канализацию, поверхностный водоотвод и подземные инженерные коммуникации.
Из этих соображений желательно щебень из камня, к которому битум прилипает лучше, чем к щебню из камня кислых пород. Не следует применять щебень, прилипание к которому органического вяжущего менее 4 (при пятибалльной системе оценки). Такой щебень может быть использован только после обработки активаторами (известью, цементом и др.) и при условии, что в органические вяжущие будут введены добавки поверхностно-активных веществ. Технологию введения поверхностно-активных веществ в асфальтобетонные и дегтебетонные смеси применяют ту же, что и при введении этих веществ в битумоминеральные и дегтеминеральные смеси.
Качество прилипания битума (или дегтя) к поверхности щебёночных частиц: загрязненный щебень перед употреблением необходимо тщательно промыть. Как исключение, допускается примесь пыли и глины к щебню не более 2% по весу, если только они не образуют на частицах щебня сплошной пленки («рубашки»).
Для повышения коэффициента внутреннего трения частицы щебня должны иметь кубовидную форму. Содержание в щебне частиц пластинчатой (лещадной) и игольчатой формы не должно превышать 15% для верхнего слоя покрытия и 25% для нижнего.