Распространенные методы оценки бизнеса

Если вы хотите продать свой бизнес, купить бизнес, привлечь акционерное финансирование или просто узнать, сколько стоит ваш бизнес, важно знать различные методы оценки бизнеса. В оценку бизнеса входит множество составляющих, и важно понимать все, что входит в этот сложный расчет, прежде чем назначать цену или делать предложение.

36052596-l

В независимом оценочном центре Апхилл мы проводим оценку стоимости компаний малого бизнеса с любым доходом. Вы можете записаться на прием здесь, если вам нужна профессиональная оценка сейчас, но если вам просто интересно узнать о методах оценки бизнеса, читайте дальше.

Методы оценки бизнеса

Существует три основных способа определения стоимости компании:

Рыночный подход

Оценка компании производится на основе того, сколько другие готовы заплатить за аналогичные предприятия. Для расчета этой оценки изучаются сопоставимые сделки.

Подход, основанный на доходах.

Стоимость компании определяется ее способностью генерировать денежные средства. Изучаются исторические показатели, прогнозируются будущие денежные поступления и дисконтируются до текущей стоимости.

Подход, основанный на активах.

Стоимость компании - это ее активы минус обязательства. Этот подход наиболее уместен при ликвидации компании или когда интеллектуальная собственность представляет необычайную ценность.

Стартап-бизнес на ранней стадии требует совершенно иных методов оценки бизнеса в силу своей незрелости. То, что используется для оценки зрелой компании, не подходит для только начинающего бизнеса.

Оценка стоимости компании не является простой и понятной задачей и, как правило, должна выполняться профессионалом, специализирующимся на таких оценках. Хотя в большинстве случаев один из вышеупомянутых расчетов может быть наиболее подходящим для вашей компании или компании, которую вы хотите приобрести, каждый расчет будет выполнен, и стоимость будет определена на основе этих и других факторов.

Оценка бизнеса на основе рыночной стоимости

Это самый популярный метод оценки бизнеса. В отличие от математически строгих оценок, таких как дисконтированный денежный поток, рыночную оценку легко рассчитать. Стоимость компании основывается на данных о недавних покупках и продажах сопоставимых компаний в той же отрасли, что и оцениваемая вами компания. Но где взять эти данные? Для малого бизнеса эти данные обычно доступны только в подписных базах данных, которые стоят непомерно дорого. Поэтому большинство предпринимателей нанимают оценочные компании, чтобы сэкономить деньги.

Мультипликатор доходов

Если вы быстрорастущая компания, например, SaaS или технологическая компания, вас, скорее всего, оценят по кратности к выручке. Обычно это самая высокая и наиболее благоприятная оценка бизнеса. Предприятия сферы услуг, единственной ценностью которых является книга бизнеса, также будут продаваться в кратном отношении к выручке (хотя и с гораздо меньшими коэффициентами, чем SaaS).

Мультипликатор EBITDA

Большинство оценок стоимости компаний основываются на показателях прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Это расчет для приблизительной оценки денежных средств от операционной деятельности без учета влияния структуры собственности. EBITDA не является показателем отчета о прибылях и убытках по GAAP и обычно содержит произвольные корректировки, помимо тех, что перечислены в аббревиатуре. надлежащая тщательность при расчете EBITDA имеет решающее значение!

Оценка бизнеса в сфере образа жизни

Дискреционная прибыль продавцов, или SDE, используется для определения потенциала дохода для владельцев бизнеса ООО, находящихся в тесном владении. SDE - это величина, которая служит той же цели, что и EBITDA, но особенно полезна для оценки бизнеса, связанного с образом жизни.

Этот показатель представляет собой прибыль до налогообложения бизнеса до вычета компенсации владельцам, неденежных расходов, процентных расходов и доходов, а также единовременных неповторяющихся расходов. Вознаграждение собственников включено в этот расчет, в то время как оно не включено в EBITDA, поскольку предполагается, что покупатель заменит собственника.

Оценка компании будет кратна показателю SDE (аналогично EBITDA). Этот показатель зависит от отрасли и варьируется в зависимости от местоположения, материальных и нематериальных активов, размера компании, характеристик и волатильности рынка.

Риск собственника также играет роль при определении конкретного мультипликатора. Это означает, что если бизнес потеряет стоимость в результате ухода владельца, вы будете снижать стоимость бизнеса. Стоимость активов также может сыграть свою роль, в зависимости от отрасли и структуры сделки.

Метод оценки бизнеса на основе доходов: Дисконтированный денежный поток

Методы оценки на основе доходов рассматривают инвестиции в бизнес как финансовые портфели для расчета их стоимости. Математически это вполне оправданно, но стоимость компании сильно зависит от прогнозируемого вами денежного потока. Как точно оценить будущий денежный поток? Это ключевой вопрос, на котором сосредотачиваются профессионалы при проведении оценки бизнеса на основе дохода.

Дисконтированный денежный поток (DCF) - это наиболее известный метод оценки бизнеса, основанный на доходах. DCF прогнозирует будущие денежные потоки и дисконтирует их с учетом риска и стоимости возможностей, после чего рассчитывается текущая стоимость. Правильный анализ дисконтированных денежных потоков учитывает ваши исторические денежные потоки, изменения в отрасли, специфические для бизнеса риски и макроэкономические финансовые факторы.

Дисконтированный денежный поток имеет два основных недостатка:

  1. Дисконтированный денежный поток сильно зависит от предположений о выходе (известных как предположения о терминальной стоимости).
  2. Предположения о темпах роста в значительной степени субъективны и трудно обоснованы

Метод оценки бизнеса на основе активов

Если вашему бизнесу грозит немедленная ликвидация в связи с бедственным положением или желанием владельцев быстро выйти из бизнеса, наиболее подходящим является подход, основанный на оценке активов. В этом методе оценка стоимости компании определяется суммарными активами за вычетом суммарных обязательств. Примечание: это не всегда так просто, как посмотреть на баланс, из-за различий между балансовой и рыночной стоимостью товаров. Например, автомобиль может быть амортизирован до стоимости 2000 долларов по бухгалтерскому учету, но при продаже дилеру он будет стоить гораздо больше.

Оценка бизнеса на основе активов также полезна, если интеллектуальная собственность имеет непропорционально большую ценность в компании, как, например, в случае фармацевтического бизнеса или бизнеса по производству медицинского оборудования на ранней стадии.

Другие моменты, на которые следует обратить внимание

Когда вы хотите определить стоимость своего бизнеса, знание методов оценки очень важно, но есть и другие важные моменты, которые необходимо учитывать.

Для продавцов: Организуйте свои финансы

Возможно, оценка бизнеса нужна вам потому, что вы собираетесь продать свой бизнес. В этом случае помните, что оценка вашего бизнеса будет настолько хороша, насколько качественна ваша финансовая информация. Для малого бизнеса, который недавно пережил скачок роста или кризис, приведение финансов в порядок может стать сложной задачей. Важные документы и информация, которые необходимо иметь под рукой, включают:

  • Подробная годовая финансовая отчетность
    • Отчеты о прибылях и убытках
    • Балансовые отчеты
    • Отчет о движении денежных средств
  • Вспомогательные таблицы для всех балансовых счетов
    • Оформление налоговых документов и деклараций
    • Финансовые прогнозы
    • Расписки и акты, относящиеся к активам
    • Копии всех существующих контрактов и договоров аренды
    • Документы на право собственности

Проверьте своего бухгалтера, чтобы убедиться, что ваши книги актуальны (примечание: если вы считаете, что ваш бухгалтер не справляется со своими обязанностями, вы, вероятно, правы. Пригласите стороннего специалиста для объективной оценки). Чем лучше качество вашей финансовой отчетности и поддержки, тем точнее оценка стоимости вашего бизнеса.

neinkamper-header-1536x853

Для покупателей: Проведите комплексную проверку

Покупатели должны выполнять свою домашнюю работу, когда речь идет об оценке компании, и ни один покупатель не должен доверять на 100% тому, что ему говорят. Даже самые надежные владельцы бизнеса могут считать, что их бизнес стоит больше, чем он есть на самом деле, или переоценивать его по разным причинам.

Осторожность покупателя особенно важна при покупке малого бизнеса, и покупатели должны обращать внимание на различные красные флажки. Наличие одной или двух проблем не обязательно означает, что разговор следует прекратить, но если проблемы не обсуждаются или их много, это может быть причиной для беспокойства.

  • Соответствуют ли финансовые показатели общепринятым принципам бухгалтерского учета?
  • Есть ли необычная балансовая активность, например, рост активов или сокращение обязательств?
  • Признает ли собственник отраслевые риски или преуменьшает известные проблемы?
  • Все ли обязательства были учтены должным образом?
  • Зависит ли стоимость компании в значительной степени от владельца?
  • Зависит ли благополучие компании от одного или двух крупных клиентов?
  • Существуют ли контракты или эти клиенты могут уйти вместе с продажей?

Заключительные мысли об оценке бизнеса

Оценка стоимости компании - это и искусство, и наука, требующая большого количества информации и навыков. Как покупателю, так и продавцу, важно иметь все свои утки в ряд, поскольку недооценка или переоценка бизнеса может привести к проблемам при продаже.