Черная пятница уже на носу

Сейчас людей уже не смущает реклама о многочисленных распродажах и скидках в ноябре, ведь на носу уже вот-вот будет черная пятница 2020 года. Это несколько дней, когда множество вещей продается за очень невысокую цену, и, как правило, магазины в этот день переполнены покупателями, а ближе к позднему вечеру все полки магазинов уже пустые. Но откуда пошла эта ежегодная акция?

Единой точки отсчета черной пятницы нет, а теорий, как именно появилась такая традиция достаточно. Еще с конца девятнадцатого века черными днями назывались те, в которые случались сильнейшие экономические потрясения. Например, 24 сентября 1869 года навсегда запомнилось как “Черная пятница” из-за того, что казначейство США без предупреждения устроило массовый выброс золота на рынок для коррекции его курса, который быстро рос из-за финансовых спекуляций. Однако за считанные часы драгоценный металл успел обрушиться в цене на тридцать процентов, из-за чего многие американцы лишились целых состояний. Из подобных случаев также известны «Чёрный вторник» 29 октября 1929 года (биржевой крах) и «Чёрный понедельник» 19 октября 1987-го (самое большое падение индекса Доу-Джонса в истории). В восьмидесятые годы прошлого века среди владельцев магазинов стали необыкновенно популярными так называемые дорбастеры — специальные предложения для самых ранних посетителей. В «Чёрную пятницу» продавцы открывали двери своих точек в районе шести утра, делая временные скидки на избранные товары. Покупатели врывались в помещения и в поисках выгодных предложений без разбора сметали всё, что им попадалось на глаза, включая и вещи, продававшиеся по полной стоимости. Именно этот образ у большинства людей ассоциируется с «Black Friday».

В последние несколько десятилетий за черную пятницу взялись маркетологи, которые приписали термину новое значение. В экономическом смысле выйти «в чёрное» («in the black») по итогам отчётного периода означало «получить прибыль». Именно поэтому такой смысл в современном понимании и имеет «Чёрная пятница». Магазины в США и — всё чаще — в других точках мира выставляют минимальную цену на большинство товаров и за считанные часы практически полностью зачищают свои полки, оставаясь «в плюсе» благодаря количеству проданного товара, а не большим наценкам.