Татарстанские студенты без диплома идут в педагоги

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Из-за нехватки учителей в Татарстане с нового учебного года в школы начнут приходить студенты. Речь идет не только о будущих педагогах — теперь преподавать смогут и учащиеся других вузовских направлений. Но у профессиональных учителей это вызывает сомнения, сообщает "Вечерняя Казань".
Кто сможет вести уроки
Недавно президент страны подписал указ, позволяющий студентам технических, гуманитарных и естественно-научных специальностей работать в школе или колледже. Главное условие — они должны закончить третий курс и пройти курсы переподготовки по направлению «Образование и педагогика». Преподавать им разрешат только те предметы, которые соответствуют профилю их учебы в вузе.
Допуск к работе будет решать администрация школы или колледжа. Ожидается, что нововведение поможет сократить дефицит кадров. Кроме того, у студентов появится возможность попробовать себя в новой профессии ещё во время учёбы.
До сих пор преподавать в школах могли только студенты педагогических направлений. Как рассказал министр образования Татарстана Ильсур Хадиуллин, в республике не хватает более 2 тысяч учителей — особенно остро ощущается нехватка преподавателей начальных классов, русского языка и математики. Молодёжь составляет около 20% от общего числа учителей.
Без курсов — ни шагу в класс
Важно понимать, что новый порядок касается только студентов, а не уже окончивших вуз выпускников. Для них правила остались прежними — без специальной подготовки вести уроки нельзя. Переподготовка возможна только на базе высшего образования, длится она не менее 250 академических часов.
Также в школу не могут устроиться те, кто имеет судимость или признан недееспособным по состоянию здоровья.
Что думают учителя
Педагоги, с которыми побеседовало издание, высказывают критику в адрес инициативы. Многие уверены, что таким образом качество образования может пострадать.
По мнению одной из учительниц, студенты педагогических вузов изучают основы психологии и методику преподавания, чего не хватает их ровесникам с других направлений. Она считает, что вливание студентов из других сфер частично поможет решить кадровый вопрос, но ударит по уровню преподавания.
Её коллега уверена, что профессиональную подготовку будущего учителя нельзя заменить короткими курсами. Она отметила, что без специальных знаний работать в школе крайне сложно, особенно в нынешних условиях, когда на педагогов давят не только объём работы, но и недовольные родители. По её словам, за невысокую зарплату мало кто готов терпеть постоянное напряжение.
Молодой учитель, только начавший свою карьеру, отнёсся к нововведению спокойнее. Он считает, что те, кто хочет попробовать себя в педагогике, теперь получат такую возможность. Однако, по его словам, далеко не каждый студент решится пойти в школу — даже временно. Он добавил, что настоящее понимание профессии приходит не в вузе, а только в процессе работы.
Отдельно он отметил, что педагог — это не просто носитель знаний. Настоящий учитель должен уметь выстраивать контакт с детьми, следить за атмосферой в классе и не допускать конфликтов.
Поддержка от директоров
Позитивно на изменения отреагировал директор казанской школы «СОлНЦЕ» Павел Шмаков. Он заявил, что в его школе всегда работали люди разных возрастов и профессий. Он уверен, что если человек действительно хочет преподавать — ему нужно дать такую возможность. Главное, чтобы рядом были наставники, которые помогут новичку освоиться в профессии.
Есть жалобы? Канал для добрых казанцев, которых вывели из себя. Делитеcь тем, что вас разозлило: Злой Казанец