Казанский преподаватель гончарного мастерства: «Иногда шаманы заговаривают горшочки»

Казанский мастер гончарного искусства Вета Айбетова занимается керамикой почти 26 лет. Она утверждает, что увлечение лепкой из глины может стать не только необычным времяпрепровождением, но и настоящей арт-терапией.

Что подтолкнуло заняться гончарным мастерством?

- К нам приехал мастер. Был мастер-класс по скульптурной лепке. Я, тогда художник, думала, что я справлюсь, у меня будет сразу получаться. Что я сейчас я возьму и сразу сделаю вазу. Ан нет, сразу не получилось! Я сидела упорно пытаясь подчинить себе этот материал. А потом взяла и успокоилась, и глина тут же начала слушаться. Тогда я и влюбилась в это искусство.

Как украшаются изделия?

- Гончарное мастерство — искусство народное, поэтому я украшаю свои работы татарскими орнаментами. Это безграничные знания. Наш татарский орнамент таит в себе огромное богатство: там и мистика, и философия. По любому нарисованному цветочку можно расшифровать все генеалогическое дерево семьи. Кроме того, мистика и керамика связаны друг с другом — это и обращение к себе, к своим истокам.

Что значит «я успокоилась, и глина начала слушаться»?

- Самое удивительное в процессе лепки — это не то, что происходит снаружи, а то, что внутри человека. Важно то, как человек обращен к самому себе. Глина — материал доступный и поддающийся, но в то же время упорный, благородный. Чтобы прочувствовать и словить тонкую грань между тем, когда нужно проявить агрессию по отношению к глине, а когда мягкость, нужно прийти к внутренней гармонии. Это можно назвать медитацией, близкой к состоянию транса.

То есть гончарное мастерство может использоваться в психологии?

- Конечно! Чтобы что-то получилось в гончарном искусстве, важно полюбить себя. Когда есть проблемы с самооценкой, это тут же проявляется. А уж когда начинается получаться, самооценка тут же растет вверх. Моя четырехлетняя дочь очень гордится тем, что умеет «крутить». Иногда приезжают дети и детских домов, в том числе и дети с патологиями.

А кто обычно ваши клиенты?

- Особенный интерес «покрутить» проявляется у детей. И, как ни удивительно, у них больше получается, чем у взрослых. Опять же, все дело в «выключении мозгов». Взрослые пытаются сделать по технологии, напряжены, а ведь важно «включить» интуицию. Кроме того, процесс для детей несет и воспитательную функцию: мы заканчиваем работу с фигурой в любом случае. Это не пластилин, его нельзя бросить и потом снова начать. Это земля, практически хлеб, и процесс заканчивается всегда.

Часто ко мне приходят влюбленные пары. Обычно я даю им задание слепить парные горшочки (сросшиеся), украсить их орнаментами или слепить друг друга. Иногда получаются очень неожиданные фигуры, которые наглядно демонстрируют обстановку в семье.

Можно ли заняться такой арт-терапией в домашних условиях?

- Если вы хотите слепить что-то простое, конечно, можно набрать глину самостоятельно. Для занятий я ее готовлю специально. Красную глину можно найти на Волге, белую — под Дивеевом. Я смешиваю эти два вида глины и вымачиваю их в воде. Месяц, а то и три, все зависит от материала. За это время она станет более жирная, пластичная, станет более благородной.

Как вы считаете, предметы, сделанные из глины, несут энергетику?

- Безусловно несут. Я рекомендую никому не отдавать свою первую вещь, сделанную из глины. Можно подарить маме, папе, но важно оставить ее в семье. В процессе создания горшочка, глина приобретает температуру человека, вы как будто становитесь одним целым. Иногда шаманы просят сделать заговоренные горшочки, чтобы разбить их или поставить в разные углы комнаты. Так что очень важно сделать свою вещь в легком расположении духа.