Казанские эксперты рассказали, почему в России нет "кина"
Эксперты:
Михаил Михайлов, декан факультета кино и телевидения КГУКИ, Генеральный директор ОАО "Казанская киностудия".
Ильдар Ягафаров, владелец казанской киностудии "Я-продакшн", режиссер.
Александр Ишимов — руководитель кинотеатра "Мир".
Лидия Осокина — киновед.
Лилия Кадырова — пресс-секретарь "ТАТАРКИНО".
Иван Скрябин — корреспондент газеты "Pro Город", ведущий проекта.
Место проведения Круглого стола — Национальная библиотека Татарстана.
Киностудии накрыли медным тазом
Иван Скрябин: Пытается ли государство решить проблему российского кинематографа?
Михаил Михайлов: Оно вообще не хочет выделять денег на него. Ситуация складывается таким образом, что 27 ноября 2010 года вышло постановление Правительства о ликвидации государственного кинематографа. На смену ему не может прийти частный, потому что он не сформирован — для этого даже нет определенных предпосылок.
Иван Скрябин: Что этому препятствует?
Михаил Михайлов: Они выполняют разовые рекламные заказы в домашних условиях, на коленках, а художественное кино требует принципиально иного качественного процесса, которого на сегодняшний день в России вообще не сущетсвует по причине отсутствия денег.
Лидия Осокина: Проблемы кинематографа связаны с производством, дальнейшим продвижением фильма и меньше всего с художниками. Государство, как организационная структура может выделять деньги и заниматься проблемой кинопроката. Другого решения я просто не вижу.
Михаил Михайлов: У российского кинематографа нет массовости, отсутствуют технические базы, которые могли бы это позволить. У нас нет режиссерского кинематографа, он продюсерский. Все известные продюсеры работают под крылом Госкинофонда, а значит на бюджетные деньги. Ни о каких кредитах речи не идет.
Ильдар Ягафаров: И все зарабатывают именно на производстве картины, а не на прокате.
Иван Скрябин: Что произошло с крупными киностудиями?
Михаил Михайлов: Они выставлены на продажу: Ленфильм, студия Горького, лишь Мосфильм с большим трудом отвоевал статус государственного. А остальные студии накрылись медным тазом. Сегодня ни в Татарстане, ни в России нет киноиндустрии, так как большинство фильмов обрабатываются за рубежом, а весь кинематограф крутится вокруг Кинофонда, возглавляемого Никитой Михалковым. Отсутствует система кинопроката, потому что все кинотеатры частные. Очень мало отечественных киноработ, если до перестройки снимали по 250 картин в год, то сегодня около девяти.
Ильдар Ягафаров: Если говорить о кинорынке Татарстана, то на фоне тех мировых событий, в которых принимает участие Казань, перспектив развития у киноиндустрии достаточно много.
"В Союзе сейчас пять ворот"
Иван Скрябин: Какую роль в этих непростых условиях играет Союз кинематографистов?
Лидия Осокина: Союз обозначает лишь границы киносообщества, но он не оказывает влияния на производство. Из-за этого был создан альтернативный Союз, который призван решать проблемы кинематографистов.
Михаил Михайлов: Сейчас даже ликвидировали автономию республиканского Союза кинематографистов — теперь он филиал российского.
Иван Скрябин: Ильдар Рашитович, Вы выдвигаете свою кандидатуру на должность Председателя Союза кинематографистов Татарстана. Что бы изменили в этой организации?
Ильдар Ягафаров: Сейчас Союз не оказывает никакого влияния на кинематографию — это союз людей, которые приходят и общаются. У меня есть возможность собрать молодую команду, которая смогла бы решать существующие проблемы. В Союзе сейчас пять ворот и непонятно кто за кого играет, если мы будем играть в одни ворота, то к нам начнут прислушиваться, будут новые проекты, определенные результаты.
Письмо Минниханова спасло киностудию от разорения
Александр Ишимов: Государство помогает кинематографу, но оно не обязано оплачивать все проекты. Рассмотрим крупный проект "Брестская крепость", который имел полную господдержку. Как сценарий?
Лидия Осокина: Крепкий для зрелищного кино.
Александр Ишимов: Но ведь кроме зрелищности там была история.
Лидия Осокина: Скорее ее использование, ведь у создателей фильма стояла цель сделать зрелищное, динамичное кино, имеющее политическую задачу.
Александр Ишимов: Когда государство вкладывает деньги в кинематограф, оно тоже хочет иметь с этого определенную пользу с точки зрения воспитания.
Лидия Осокина: Не только, таким образом создается положительный образ государства как внутри страны, так и за ее пределами.
Иван Скрябин: "Брестская крепость" все равно не окупила себя...
Александр Ишимов: Сравнивая "Утомленные Солнцем 2" с "Брестской крепостью", могу сказать, что у первой картины финансирование было значительно больше, а окупаемость практически минимальной, а вторая картина вызвала большой резонанс в России, в некоторых зарубежных странах она была воспринята хорошо.
Иван Скрябин: Каким образом строится система распределения государственных денег для кинематографа?
Михаил Михайлов: Кинофонду выдается три млрд. рублей, которые делят между восемью кинокомпаниями. Эта система была введена как эксперимент, но уже сейчас ясно, что большого успеха добиться не удалось. Чтобы собрать эти деньги и была затеяна продажа госстудий. Казанская киностудия выбралась из этого процесса, так как мы обратились к Рустаму Минниханову и его письмо в Министерство культуры позволило исключить киностудию из списка приватизации.