Принцип работы автомобиля: как работает механическая коробка передач?

Механическая коробка передач (МКП) — агрегат трансмиссии, шестеренчатый многоступенчатый редуктор, предназначенный для изменения крутящего момента, в котором переключение передач осуществляется вручную. Представляет собой набор шестерен, которые входят в зацепление в различных сочетаниях, образуя несколько передач или ступеней с различными передаточными числами. Чем больше число передач, тем лучше автомобиль «приспосабливается» к различным условиям движения.

Следует заметить, что МКП - укоренившееся, но неграмотное название Ручной коробки передач.

Название происходит от неверного толкования сокращения "M" ("MT"), принятого в англоязычной автомобильной литературе, и означающего Manual (Manual Transmission), т.е. ручная.

Преимущества:

  • Наименьшая по сравнению с другими типами КПП стоимость и масса;

  • Высокие КПД, топливная экономичность и динамика разгона;

  • Простота и отработанность конструкции, а следовательно - высокая надежность;

  • Не требуют дорогостоящих расходных материалов, просты в обслуживании;

  • Благодаря жесткой связи двигателя с ведущими колесами, водитель может более эффективно использовать автомобиль при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью;

  • МКПП допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии, поэтому такой автомобиль легко пускается «с толкача» и может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью.

Недостатки:

  • Утомляющее водителя переключение передач, особенно в городском цикле и движении в пробках, необходимость навыка для правильного выбора передачи и плавного переключения передач без рывков;

  • Ступенчатое изменение передаточного отношения;

  • Малый ресурс сцепления.