Интервью с Александром Петровым - исполнителем главной роли фильма "Гоголь. Начало" (16+)
Проект "Гоголь" - это эксперимент?
Безусловно. Как зрители будут идти на каждую новую часть, которая будет выходить только лишь через месяц, - это очень интересно.
А что это за жанр?
Жанр смешанный: и мистика, и приключения, и детектив. Егор Баранов это определяет как “готика”. Для меня это настоящий аттракцион с сильным погружением именно в человеческую натуру Гоголя. А что же это был на самом деле за человек? Что у него происходило в голове? А как он жил? Как любил? Каким он вообще был? Даже когда начинаешь об этом говорить, уже мурашки по телу идут. Какой-то невероятный человек.
"Гоголь" - это проект про внутренний мир Николая Васильевича?
Да. Там безусловно развивается огромное количество абсолютно разных событий. И это не придуманный сон Гоголя. Эта история вполне могла случится с ним на самом деле в его мире, мире Николая Васильевича, в который он сам и попал. Как он дошел до того, что стал Гоголем? Как вообще люди доходят до такого величия? Через что им приходится проходить? С какой болью им приходится сталкиваться и какова цена расплаты за гениальность? Я не знаю ни одного человека из этого уникального списка, чья биография была бы стабильной.
Можно назвать "Гоголь" - его авторским кино?
Да, это авторское и при этом зрительское кино. Это авторский взгляд Егора Баранова на Гоголя. Егор знает все, он всегда готов отвечать на любые вопросы. Его мозг - это суперсовременный компьютер - он уже видит кино, смонтированное, с цветокоррекцией и звуком. Меня поражает как быстро он принимает решения, причем очень важные.
Как вам в кадре с Олегом Евгеньевичем Меньшиковым?
Это просто счастье. У него есть уникальная интуиция, он знает что точно сработает, а что нет. Я учусь у него тем простым вещам, которые на самом деле очень сложны. Когда ты начинаешь понимать те нюансы, которые видит он, это много тебе дает для собственного роста. Олег Евгеньевич привнес в “Гоголя” множество важнейших деталей. И я бы хотел продолжать встречаться с ним в кадре на разных кинопроектах, и дай Бог когда-нибудь на театральной сцене.
Какие отношения у Александра Петрова с персонажем Гоголя?
Он очень близок. В глубине души я тоже такой мающийся. Когда я начал читать его биографию, узнавать о каких-то фактах - мне быстро все стало понятно.
А кто такой Гоголь?
Он - очень сложный, совсем не нормальный человек. Он и не мог быть нормальным. Как и все гении, - они не в себе в хорошем смысле.
Через какие поступки стал понятен Гоголь?
Представьте, человек берет и что-то сжигает… Меня это очень зацепило и держит до сих пор. Как это - сжечь что-то самое дорогое? Вот ты берешь какую-то очень дорогую тебе вещь, например, письмо, фотографию или сценарий, который сам лично написал, со своими пометками - и сжигаешь его. Я не понимаю, как это можно сделать. Это же что-то очень важное, это по сути, все, что у него было - его мечты, фантазии, мысли, это - он сам. И вот он просто берет сам себя и сжигает. В этом и есть весь Гоголь, как мне кажется, он сжигал себя от своей неуверенности и страхов. В какой-то момент он это в себе преодолел, и благодаря этому мы сейчас и знакомы с великим классиком Николаем Васильевичем Гоголем. Но понять это просто невозможно. Нам далеко не каждый день приходит мысль в принципе что-то разорвать или выбросить, а этот человек уничтожал свое что-то очень личное полностью. Конечно это определяет очень много черт характера вместе со всем умом, болью и любовью, его внутренним миром, не дававшем покоя ему самому. Глупый и не талантливый человек не стал бы всего этого делать.
Ваш главный принцип в выборе ролей - это не повторяться. Что самое главное в этом проекте для вас, чего еще не было в других ролях?
Невероятная степень нервной закрытости Гоголя. Егор Баранов меня хорошо знает, поэтому, когда мы снимали первую часть, он направлял всю мою нервную энергию внутрь. У меня душа всегда просится наружу, что-то отдать. А Егор говорил: “Ты отдавай, только вот туда, внутрь.”
Вы рассказывали, что вам как раз интересно играть людей на грани сумашествия, но при этом как актеру, контролирующему свое состояние
Да, это как раз этот случай. Это очень интересная степень такой сильной слабости. Когда мы видим перед собой слабого человека, но совершающего такие поступки ради какой-то вселенской миссии, ради чести. В “Гоголе” есть такие моменты, особенно под конец, не буду спойлерить, где ты понимаешь какие человеческие качества пробираются из него наружу. Это такая запутанность - вроде слабый человек перед тобой, но странный, какой-то психопатический, у него постоянный “нервный глаз”, тем не менее все его поступки логичны и оправданы. Он честен и со зрителем, и с нами и сам с собой. Он варится в своих страхах и пытается преодолеть их. Он - не простой герой, он сам движет и себя, и всю историю.
А Николай Васильевич может сам быть тем самым бессердечным и жестоким убийцев в "Гоголе"?
Конечно. После первой части можно будет подумать на каждого, в том числе и на Гоголя. Никто не знает, что произойдет дальше и как повернется сюжет. “Гоголь” - это детектив, со смешением мистики и приключений, но прежде всего зрителям надо попытаться понять, что там творится, что там произошло. Это дико интересно. Я не завидую тем, кто “подсядет” на “Гоголя» (я бы сам точно подсел!) и будет томиться в ожидании новой части в кино.
Тяжело ли было привыкать к парику?
Вообще с париком и усами получается совсем другая геометрия лица. Когда ты надеваешь этот парик (хороший парик, что немаловажно!), у тебя автоматически меняются черты лица. К тому же наш художник по гриму, опытнейшая Тамара Фрид накладывала специальные тени так, что мое лицо менялось еще больше, и все вставало на свои места.