С XVI века татары и русские дрались на Кабане

- Ежегодно, как только озеро Кабан покрывалось льдом, казанцы устраивали на нем кулачные бои, - рассказывает Раис Сулейманов, - В них участвовали торговцы и простой народ из русских, татарских слобод и окрестных деревень. Легальные массовые драки появились в Казани после завоевания города Иваном Грозным и просуществовали до 1917 года. В XIX веке кулачные бои перестали быть честными! - восклицает историк. - Длинный Ибрай (так звали купца первой гильдии Ибрагима Юнусова) нанимал настоящих бойцов, которые в ходе кулачного поединка суконских и старотатарских мужиков, выпускались на лед в нужный момент и разрешали исход поединка в пользу жителей Старотатарской слободы. Не отставали от Ибрая и русские купцы.

Мечеть могли снести как в Москве

Р.С.: А это вторая Соборная или Апанаевская мечеть (на верхних фото, ул. К. Насыри, 29). Возведена после того, как Екатерина II дала добро на постройку двух каменных мечетей в Казани (первая Марджани) взамен разрушенных. В ХХ веке в здании находился детский садик.

Все мечети "смотрят" в сторону Мекки, кроме Апанаевской - в XVIII веке ее построили со смещением. Соборная мечеть в Москве также была возведена с отклонением – ее разобрали и построили заново. В Казани поступили проще: уложили молельные ковры в нужном направлении.

Двухэтажный дом, что стоит рядом с Апанаевской мечетью - купеческий (на фото справа, ул. К.Насыри, 27), построен в XIX веке в стиле эклектики.

У татарского купца была своя "китайская" фабрика

Р.С.: Мы у дома Джиганши Усманова (на фото справа, ул. К.Насыри, 40), возведенного в 1853 году по проекту архитектора А.И.Песке в стиле классицизм.

На участке за домом (сейчас здесь ведется строительсво нового жилого дома) Джиганша завел мыловаренное производство, пусть кустарное, но приносившее большую прибыль.

Одновременно с этим он открывает ткацкую фабрику, производящую недорогую ткань - "китайку".

Резной узор: визитная карточка каждого деревянного дома Старотатарской слободы.

Марджани строил дом сам

Р.С. Это тот самый дом (крайний левый на фото справа, ул. К.Насыри, 10а), который на собственные средства построил просветитель Шигабутдин Марджани. Здесь бывали представители духовенства, деятели науки и культуры, купцы. Полукаменное жилище появилось в 1858 году, в нем было совмещено русское и татарское зодчество.

Ныне здание утратило свое архитектурное значение: оно несколько раз горело, в прошлом году у него упала крыша, потеряны резные деревянные ворота.

От дома Муллина остались только резные наличники

Р.С.: Вот и дом купца Муллина (на фото справа, ул. К. Насыри, 13). Построен в конце XIX века, типичный памятник татарского народного зодчества. От XIX века здесь остались только резные наличники на первом этаже, остальное – новодел. Муллин занимался продажей чая и сахара. Несколько лет был старостой Казанского татарского купеческого общества. Сейчас здесь проживает татарский писатель Заки Зайнуллин.

В рамках новой рубрики "Прогулки по старой Казани" читайте на портале ProKazan.ru: В XVIII веке в Казани была своя татарская "Рублевка", В XIX веке казанские купцы торговали контрабандой, Казанская недвижимость начала дорожать в XIX веке.