Казанский урбанист: "Пока в Казани много хипстерского урбанизма"
Урбанизм - относительно молодое веяние в России. "Перезапуск" жизни городов расписан на поколение вперед, а все для того, чтобы сделать город максимально комфортным для проживания. Корреспондент ProKazan.ru пообщался с урбанистом Тимуром Кадыровым и узнал, как будет развиваться Казань, как самостоятельно повлиять на развитие городской среды и каким образом будут решаться транспортные проблемы города.
Расскажите, чем вы занимаетесь?
- Сейчас я запускаю отдел транспортного планирования. Это отдел на базе управления архитектуры, команда специалистов, знакомые как с транспортной инженерией, так и градостроительством и урбанистикой. На сегодня есть проблема отсутствия кадров, готовые смотреть стратегически на транспортное развитие города. Частично этим занимаются специалисты генплана, но нам все-таки нужно на месте, в городе иметь таких специалистов. К сожалению, архитекторы в силу недостаточности каких-то инструментов, знаний не всегда могут комплексно все воспринять.
Над какими проектами вы работаете?
- Сейчас такой этап, когда формируется концепт развития транспортной системы, и готовые решения я вам сказать не могу, потому что их нет. Есть разные идеи, например, строительство второго моста через Волгу. Где он будет, и как это все пройдет пока точно не определено. Есть проблемные вещи: вторая ветка линии метро по намеченным планам должна пройти от Азино до Кварталов. Но повторять кройсировку скоростного квартала немного некорректно, поэтому план линии метро тоже должен быть скорректирован. И таких точных вопросов по городу много.
Есть ли планка, к которой стремится Казань?
- Мы всегда равняемся на Москву, даже в России урбанистика – относительно новый раздел науки. В Москве правда, уже существует много интересных комплексных проектов. Нельзя сказать, что Казань сильно отстает, но пока у нас есть такой момент, как «хипстерский урбанизм». Специалисты и вещи, которые они развивают часто воспринимаются на уровне «поставить лавочки, раздать вай-фай на улицах, положить велодорожки…». Такое мнение отчасти сформировано благодаря людям, которые считают себя готовыми к проектированию городского пространства, что само по себе непросто и затрагивает различные сферы: социальную, транспортную, экономическую. Но движение Казани позитивное, привлекаются эксперты международного уровня. Я думаю, скоро будут говорить о Казани как об одном из передовых регионов по развитию урбанистики.
Что есть настоящая урбанистика?
- Урбанист – это не просто архитектор, которые приходит и рисует пространство, которое должно быть красивым. Это медиатор, человек, который знает, кого нужно привлечь для решения и обсуждения важных городских вопросов. Он собирает историков, культурологов, искусствоведов, краеведов с одной стороны, с другой – экономистов, которые дали бы советы, как сделать место, в который пришел бы бизнес, пространство, которое генерировало бы деньги для бюджета. В процессе проектирования задействованы транспортники, которые понимали бы, как организовать потоки, как людям туда приезжать, как находиться. Сам урбанист обладает целым спектром таких знаний, но это не позволяет ему одному принимать решения, нужно вести диалог с каждым из специалистов. Тем самым вырабатываются решения, варианты проектов, которые будут работать по всем этим направления.
Отчасти это такой сценарист городской жизни – не отдельного человека, а всех процессов: налогооблажения, транспортных, бизнеса. Это помощник администрации города в плане городского развития: где у нас можно разместить производственный кластер, где и как размещать студенческий… И все это должно не мешать друг другу, а помогать.
А учитываются ли пожелания жителей города при проектировании?
- Горожан можно поделить на тех, кто очень активно участвует в жизни города и те, кто считает, что пусть все идет так, как идет. Существуют активисты и преследуют они разные цели: есть такие группы, их называют «всегда против». Если они будут высказывать свое мнение, проектировщики прислушаются, предложат иное, и им все равно не понравится. Другое дело, когда люди готовы предложить свои идеи, например по велосипедной тематике.
Какие интересные проекты были предложены жителями, и которые вы бы развили?
- Конкретные проекты нельзя просто так взять и реализовать, но мы учитываем их в своих разработках. Например, велоактивисты нам присылают трассы, где больше всего ездят велосипедисты. Один из последних проектов, присланных жителями города, – идея развития музея общественного транспорта в Казани. Такие музеи есть по всему миру, а в Казани нет, хотя нам есть что вспомнить по этому направлению. Они предлагают, какие трамваи нужно сохранить, какие должны быть вагоны, как организовать экспозицию, где это сделать. Например, на основе депо на улице Клары Цеткин. В проекте изучена история, есть конкретные предложения – это хороший пример, когда к нам обращаются не с просьбой «Сделайте что-нибудь», а с конкретным проработанным предложением.
Как отправить свой проект по развитию города?
- Конструктивные предложения присылаются в приемную мэра, либо можно отнести его в Управление архитектуры и градостроительства. По формату никаких ограничений нет, главное, чтобы это было проработано, а не было из разряда «все плохо, сделайте хорошо». Ведь если что-то не так, это же не значит, что мы не работаем в этом направлении, просто по тем или иным причинам, невозможно одновременно удовлетворить потребности всех.
Как вы решаете транспортные проблемы в Казани? Будет ли у нас больше парковок во дворах или дорог?
- У каждого свое восприятие пространства и что одному будет хорошо, другому плохо. Здесь всегда есть конфликт: кому-то все нужно заасфальтировать во дворе, чтобы он мог поставить машину, а кому-то нужно все в зелени. Рассматривать ситуацию, конечно, нужно комплексно. Мы понимаем, что есть проблема в конкретных дворах и местах. Но нельзя смотреть на дом, где не хватает парковочных мест и просто строить рядом парковку. Нужно выстраивать транспортную политику. В Европе транспортная политика приводит к уменьшению использования общественного транспорта. Например, введение платных парковок – это одна из таких идей, по тому, как можно исправить эту проблему.
Отмечу, что не должно, конечно, все ограничиваться введением запретительных мер. Параллельно должны проводиться меры по мотивации: улучшение общественного транспорта, альтернативные меры передвижения. С одной стороны, организуя платные парковки, и с другой – покупая новые трамваи, - мотивируется использование общественного транспорта. Опять же транспортный отдел, который сейчас создается, будет рассматривать эти вопросы более комплексно. Например, в других городах есть перехватывающие парковки ближе к центру. Сеть общественного транспорта более насыщена в центре города, чем на периферии, и возможно, людям удобно подъехать к границе центра, оставить автомобиль и по льготному билету уже использовать общественный транспорт. На самом деле стратегий много, как можно решить казалось банальные проблемы, не расширяя дороги. Расширить дорогу – это сиюминутное решение, генерируещее еще большие проблемы. Шире дороги – больше машин, люди еще больше скупают автомобили.
А как в ближайшем будущем будет развиваться природа в Казани?
- В текущем году парков и скверов в Казани пройдет развитие озера Кабан. Конкурс был проведен летом, сейчас планируется его реализация. Это на самом деле достижение, потому как все иностранцы признают, что России конкурсные работы финалистов конкурсов очень непросто переходят в реализацию. Надеюсь, проект развития озера Кабан станет нашей гордостью.
На какой срок расписывается стратегия развития? Будет ли она актуальна через года?
- Это сложный вопрос, целая дискуссия социологов при разработке генплана Казани. Мы сейчас думаем, что через несколько лет процессы будут происходить также, а они изменятся. Желая проектировать для будущего можно напороться на подводные камни: откуда мы знаем, что то, что мы делаем, будет хорошо нашим детям? Это же всего лишь наше мнение. Возможно, не будет столько магазинов – все будут покупать вещи в интернете. Возможно, не нужно будет столько дорог, возможно, люди брать авто на прокат, оставлять в любом месте на парковке. Когда-то мы все работали с 8 до 5, а сейчас у нас много ненормированной работы и фрилансеров. В любом случае однозначно останутся общие вещи: нам будет интересно общаться, смотреть друг на друга, есть-пить, возможно, в новых форматах, но основные процессы останутся. Мое мнение: мы должны решать сегодняшние потребности людей.
Справка
Тимур Кадыров - архитектор, урбанист. В студенческие годы проходил стажировку в в Университетах Пизы и Флоренции. В 2013 году получил степень Магистра Городского Планирования и Территориальной Политики Миланского Политехнического Университета. Параллельно обучался по междисциплинарной программе Высшей Политехнической Школы по направлению Смарт-сити. Работал с урбанистами Bernardo Secchi и Paola Viganò (Милан, Италия) над конкурсом развития новых территорий Москвы "Новая Москва". Имеет около 20 научных публикация и статей по архитектуре и урбанистике.