Казанские эксперты: "На продажах лекарств отмывают миллиарды!"

Участники "круглого стола":

Осиповская Галина Кузьминична, заместитель директора по качеству "Казанской фармацевтической фабрики" (слева)
Зиганшина Лилия Евгеньевна, заведующая кафедрой фундаментальной и клинической фармакологии КФУ
Викторова Марина Владимировна, заместитель директора по производству "Казанской фармацевтической фабрики"
Гараев Рамиль Ахметович, заведующий кафедрой фармакологии КГМУ

Джавадян Арман Артурович, генеральный директор "Транснациональной фармацевтической компании"

Людмила Дубовая, корреспондент газеты "Pro Город" и портала ProKazan.ru.

"Реклама продает, а не лечит!"


Людмила Дубовая:
- Нужно ли запретить рекламу лекарств?

Лилия Зиганшина:
- От рекламы выигрывает не общество, а производители лекарств. Безрецептурные препараты рекламируются потребителям слишком широко. В этом основная слабость нашего законодательства. 90% населения занимается самолечением благодаря рекламе.

Галина Осиповская:
- Я не думаю, что рекламу полностью запретят. Это большие деньги. Ведь самые продаваемые препараты — те, что звучат с экранов.

Рамиль Гараев:
- Любая реклама — это навязывание, причем агрессивное. Запретить стоит, так как цель рекламы — продать, а не помочь пациенту. Покупателя вводят в заблуждение, преувеличивают эффективность, приписывают различные свойства. Особенно это актуально для рекламы БАДов.

Россияне думают, что если препарат состоит из растительных компонентов, то он обязательно поможет. Но эффективность таких препаратов недоказана. Они часто не подвергаются клиническим испытаниям. Хорошо, что медпредставителям запретили работать с врачами — а совсем недавно они также навязывали свою продукцию и мешали работать.

Арман Джавадян:
- К рекламе наше отношение двоякое. С одной стороны, реклама толкает людей к импульсивной покупке без консультации врача. С другой стороны, покупатели должны знать о появлении новых, более эффективных препаратов.

"Аптека - не магазин, нельзя выбирать лекарства без помощи врача"

Людмила Дубовая:
- Можно ли считать безрецептурные препараты безопасными и покупать их без консультации врача?

Рамиль Гараев:
- Ни в коем случае! Нельзя самому себе поставить диагноз. Безрецептурные препараты, конечно, уменьшают нагрузку на врачей, но в результате это может нанести вред пациенту.

Галина Осиповская:
- Есть мировая западная структура, которую можно брать в пример. Нам нужен контроль отпуска препаратов. Только врач может назначить по рецепту нужное лекарство. А у нас даже запрещенные антибиотики отпускают свободно.

В продаже много препаратов, эффективность которых не доказана учеными. Тот же глицин — бестселлер аптечек. Пьют в любых дозах и по любому поводу. Я категорически против. Нужно читать инструкцию и советоваться с врачом!

Лилия Зиганшина:
- Кстати, глицин — препарат относительно безопасен, от него невозможно умереть.

Марина Викторова:
Инструкцию нужно читать. Если она читаемая. А в некоторых казанских аптеках выдают инструкции, написанные очень мелким шрифтом. Это недоработка контролирующих органов. В США я видела инструкцию на формате А4, на несколько листов. А в некоторых аптеках Казани инструкции к лекарствам иногда вообще не выдают.

Людмила Дубовая:
- До недавнего времени кодеиносодержащие препараты свободно продавались без рецепта и ограничений. В продаже наверняка есть еще много опасных безрецептурных препаратов?

Рамиль Гараев:
- Это препараты, которые в больших дозах вызывают наркотическую зависимость. "Безопасные" вчера препараты сегодня — уже "опасны". Раньше, например, в продаже были препараты, содержащие амфетамин, энамин, эффедрин. Условно опасных лекарств много, но они находятся под строгим контролем.

"Проверки проверками, а свободную продажу лекарств надо ограничить"

Людмила Дубовая:
- Почему на полках казанских аптек так мало местной продукции?

Лилия Зиганшина:
- Первостольники (продавцы в аптеках) навязывают покупателям самые дорогие западные аналоги, которые широко рекламируют. А с продажи местных недорогих препаратов они не получают желанной прибыли. В Татарстане катастрофическая ситуация.

Рамиль Гараев:
- В начале 2000-х я координировал разработку Галиуллиной Т.Н. шипучей формы аспирина. Препарат "Таспир" не уступал известному аспирину "Упса", но стоил он гораздо дешевле. Это невыгодно перекупщикам.

Мария Викторова:
- Аптек много, а закупают казанскую продукцию единицы. Даже в больницах пользуются йодом и мазями из других регионов России, хотя у нас производят и йод, и «Винилин».

Галина Осиповская:
- У нас закупаются Москва, Хабаровск, звонят из Польши, Германии, Греции, Кубы. Только Казани местная продукция не нужна.

Лилия Зиганшина:
- В Москве есть клинические фармакологи, которые помогают главврачам экономить деньги, закупая отечественную продукцию — лекарства, расходные материалы (бинты, шприцы и так далее). В Казани их не хватает.

"Казанские лекарства скупают иностранцы, а здесь их продавать невыгодно"

Людмила Дубовая:
- Почему казанцы порой предпочитают российским лекарствам западные аналоги, которые дороже в несколько раз? Есть ли разница в качестве?

Рамиль Гараев:
- Химический состав и у западных, и у российских похожих лекарств тот же, и в действии большой разницы нет. Бывает, что более дорогие лекарства быстрее начинают действовать. Либо они выпускаются в удобной форме — например, капсулах. Но в качестве больших различий нет. Просто иностранные аналоги дороже за счет рекламы и транспортных расходов.

Арман Джавадян:

- Я считаю, что иностранные лекарства качественней, чем отечественные, хоть и состав одинаковый. Но стандарты производства за рубежом выше. Тот же российский инсулин на http://fitfan.ru/phyzio/3370-insulin-vse-chto-nuzhno-znat.html, например, менее эффективный, чем иностранный. Глобальное производство лекарственных средств в России пока не развито, делаются только первые шаги.

Галина Осиповская:
- Меновазин (от боли в суставах) не выпускаем лет 7, так как у нас не берут его. Берут дорогие гели, которые видят в рекламных роликах. Тот же аспирин казанцы берут втридорого, покупаясь на красивое новое название. Да и фармацевты аптеки не предложат дешевые российские лекарства — у них договоренность с представителями западных компаний.

Марина Викторова:
- Пробиться к покупателю с отечественным препаратом почти невозможно. Получали регистрацию на внутреннее применение "Винилина" 10 лет. Нам так и сказали: "Вы же не японская компания". А японцы выпускают аналог "Винилина", который стоит в 9 раз дороже.

"Понижения цен на лекарства ждать не стоит"

Людмила Дубовая:
- За последние полгода цены на лекарства существенно повысились. Некоторые препараты подорожали в несколько раз. В чем причины?

Арман Джавадян:
- В среднем по Татарстану цены на препараты ниже, чем в других регионах. Рынок переходит к предсказуемому поведению — препараты принимают свои «реальные» цены. Это адекватно.

Лилия Зиганшина:
- Мы провели исследование, где сравнили цены в России и других странах. Так вот, в России они самые высокие! Цены на жизненно необходимые препараты у нас выше, чем в других странах, в 50-100 раз. Рынок коррумпирован, монополизирован и перекошен. Виновата отсутствующая роль государства. Это бизнес, получение прибыли. Даже врачей теперь учат лечить дорогими средствами.

"В Казани разрабатываем ноу-хау"

Людмила Дубовая:
- Над чем сейчас работают казанские ученые? Ведутся ли разработки новых лекарств?

Лилия Зиганшина:
- КФУ по недавно принятой федеральной программе "Фарма-2020" получит финансирование на научную работу. В научно-образовательном центре КФУ имеются разработки, которым более 10 лет. Это будут совершенно новые лекарства, у них нет западных аналогов. Группой ученых под руководством Штырлина Ю.Г. уже получено разрешение на производство противовоспалительных гелей. Мы собираемся разработать как рецептурные, так и безрецептурные препараты. Более серьезные разработки - ноухау — сейчас проходят клинические испытания. На это уходит 5-10 лет и больше.

Иногда жизни не хватает. Профессор Студенцова Ирина на внедрение димефосфона потратила почти всю жизнь. За каждую строчку в инструкции уходили годы, тома исследований.

Рамиль Гараев:
- Сейчас в Казани намерены наладить производство препарата, который был разработан на кафедре КГМУ и выпущен в продажу в 1983 году. Это "Димефосфон". Его будут выпускать больше.

Сейчас выпускается большое количество дженериков — то есть препаратов, которые повторяют чужие разработки. Чтобы наладить в Казани эффективное производство совершенно новых лекарств, нужны огромные вложения денег и времени. К тому же, мы все-таки не умеем широко рекламировать препараты, как западные коллеги.