Казанцы перемещаются на "аэротакси" как на машине времени
С 1 апреля нынешнего года возобновились авиаперевозки в крупные города Поволжья. Теперь из Казани, минуя пересадки в Москве, всего за пару-тройку часов можно долететь в столицы соседних регионов. Главная особенность таких рейсов — их совершают небольшие самолеты, рассчитанные всего на несколько пассажиров. Чтобы узнать, к чему стоит быть готовыми пассажирам милисамолетов, корреспонденты портала ProKazan.ru отправились на одном из таких одномоторных лайнеров до Кирова.
За 1,5 часа до вылета экипаж самолета прибывает в аэропорт и начинает подготовку к полету. Обязателен ежедневный медосмотр — у пилотов проверяют давление, самочувствие, температуру.
Затем экипаж отправляется к группе планирования воздушного движения. Здесь они получают сводку погоды по всем пунктам назначения, в которые им предстоит лететь в этот день. В зависимости от прогноза решают, на какой высоте вести борт, и фиксируют свое решение, сообщая эшелон (высоту полета) дежурному. В каждом аэропорту, куда прилетает экипаж, берется новая сводка погоды для следующих точек прибытия.
Потом пилоты идут в штурманскую. Здесь им сообщают НОТАМ — самую свежую предполетную информацию об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов. Например, об авиашоу, запусках ракет, неработающих взлетно-посадочных полосах, средствах навигации, которые могут представлять опасность для проведения полетов. С учетом нотама и метеоданных, пилоты рассчитывают необходимое на день топливо.
Взяв две толстые книги, сборники аэронавигационных карт, экипаж отправляется за штурвалы. В этих книгах пилоты находят схемы каждого из аэропортов тех городов, куда они прибывают. Всего в Казани подготовлено 15 экипажей для работы на легких лайнерах. Пилоты, управлявшие ранее большими пассажирскими самолетами, и новички в авиации, прошли 10-дневное обучение в городе Вичита штата Канзас США. Перед допуском к управлению минилайнерами каждый из них по 15 часов отлетал на тренажерах и 8, непосредственно управляя бортом.
- Самолеты летят на высоте всего 3000 метров, - говорит командир экипажа Александр Косткин. - Это очень маневренные машины, для посадки достаточно всего 600 метров, в экстренном случае можно вообще обойтись без взлетно-посадочной полосы, спланировать и сесть на дорогу или поле. Нас, например, отправляли в Улан-Уде, там мы отрабатывали приземление на гравий.
Перед вылетом проходят подготовку и самолеты. Их обходит и осматривает техник, чтобы не было внешних повреждений, открутившихся болтов, порванных трубок. Кроме того, существуют проверки каждые 100, 200 часов, еженедельно, ежемесячно...
Цессна подразумевает управление одним пилотом и размещение на соседнем кресле пассажира. Однако по российским правилам безопасности полетов, управлять самолетом, даже таким небольшим, должен экипаж из двоих пилотов. Так что, увы, казанцам побывать на месте второго пилота и посидеть перед штурвалом не получится.
В самолете перевозят максимум 9 пасссажиров. Изнутри кажется, что находишься в салоне маршрутной Газели. Взлет происходит плавно, примерно за полминуты. Несмотря на небольшую высоту полета, уши пассажирам все-таки закладывает.
Но в отличие от больших самолетов здесь нет не только стюардесс и питания на борту, но и размещения строго по номеру места, а так же запрета на фотосъемку и пользование мобильными.
- Фотографировать запрещают на больших самолетах из соображений внутренней безопасности — все-таки объекты повышенного риска, - говорит второй пилот экипажа Александр Милицкий . - А сотовая связь у нас иногда даже в полете есть.
Действительно, минут через 40 после взлета, на полпути в Киров, корреспонденту портала ProKazan.ru удалось отправить 2 смс, хотя стабильной связь назвать все же нельзя.
Управление самолетом практически автоматическое. Пилот задает курс, которому следует автоматика. Экипаж только следит за показаниями приборов, корректируя при необходимости, за штурвал пилоты по сути берутся только при взлете и посадке. Кстати, их кресла расположены так, что обзора того, что находится перед лобовым стеклом, почти нет — ориентируются на данные автоматики. От пассажиров экипаж отделяют шторки, однако пилоты предпочитают не закрывать их — ведь людям так интересно видеть приборы и работу пилотов.
Полет на высоте 3000 метров — это прогулка среди облаков. Если большие лайнеры летят над облаками, то Цессны в самой их гуще.
Часть облаков остается под самолетом, часть над, поэтому из иллюминаторов видно, что на над местностью пасмурно, а сами облака на средней высоте освещены солнцем.
В полете "авиатакси" не трясет, самые острые ощущения, как на качелях, когда Цессна поворачивает и немного наклоняется. На приборах в это время видно, что самолет ориентирован непараллельно горизонту. Пристегиваться ремнями безопасности обязательно только при взлете и посадке.
Во время полета при хорошей погоде или высоких облаках пассажиры с легкостью могут разглядывать ландшафт и селения. Перелет заменяет многочасовую дорогу на авто, автобусе или поезде на увлекательное путешествие за пару часов как на машине времени.
самолетом | автобусом | |
Киров | 1 ч 30 мин | 8 ч 30 мин |
Нижний Новгород | 1 ч 30 мин | 6-7 ч |
Самара | 1 ч 15 мин | 8 ч |
Саратов | 2 ч 20 мин | 10-11 ч |
Пермь | 2 ч 10 мин | 10 ч |
Уфа | 1 ч 50 мин - 2 ч 05 мин | 11-12 ч |
Приземление такое же мягкое, как и взлет, а вместо обычного трапа и автобуса, подвозящего пассажиров со взлетного поля до здания аэропорта, складные лесенки для пассажиров и пилотов и пешая прогулка.
Уже через 35 минут, получив новую сводку погоды, пилоты отправляются в следующий рейс, пассажиры - в город.
Быстрый перелет в столицы регионов Поволжья как путешествие на машине времени. В них в сравнении с современной прогрессивной Казанью время как будто остановилось несколько лет назад.
Маленький аэропорт Кирова, стеклянное здание советских времен даже без соответствующей вывески, сам небольшой провинциальный город с сохранившейся значительной частью исторической застройки, словно из социалистического прошлого. Примерно такой же была Казань лет 20 назад.
Совершив еще 2 перелета (из Кирова в Самару и из Самары в Киров), экипаж готовится вернуться в Казань. Пилоты снова берут сводку погоды, проходит проверку самолет, и в обратный рейс...
После полетного дня экипаж должен отдохнуть не меньше 12 часов, поэтому пилоты накануне узнают, куда и в какое время отправятся завтра. Они сдают полетное задание, которое второй пилот заполняет прямо во время полета. В нем отражаются расход топлива, количество пассажиров, масса самолета на взлете, расстояние, время полета, состояние самолета при взлете и посадке. В месяц пилоты должны налетать не меньше 80 часов, но и не больше 88 — командирский минимум. Помимо общепринятых правил, у командира экипажа есть своя установка:
- Я никогда не летаю в свой День рождения, - признается Александр Косткин. - За штурвалом я с 1984 года, но пока от этой традиции удавалось придерживаться всегда. Некоторые еще не любят записывать в журнале свой рейс под 13 номером, у нас в этом плане несуеверный экипаж, хотя нам и не выпадал эта цифра.