"В 30-е тюрьма стала политической"
Раис Сулейманов: А это Казанская исправительная колония строгого режима №2 (на фото слева, ул. Производственная, 18). Положение о Казанской арестантской роте Николай I утвердил еще 10 июля 1837 года.
Тогда командир роты заключенных обучал своих подопечных класть кирпич, штукатурить и красить. После пожара 1842 года, уничтожившего едва ли не всю Казань, количество строителей в тюрьме резко возросло - именно эти люди и отстроили город по новому генплану.
В Земском арестном доме, построенном в 1881 году (старинное здание на фото слева) до революции содержались осужденные за мелкие правонарушения. Сейчас в нем расположена единственная в Татарстане больница для заключенных.
К девяностым годам XIX века в "двойке" появились собственные мастерские: сапожная, столярная, каретная, ткацкая.
В конце 1937 года колония обрела статус политической. Осужденный по 58 статье за измену Родине Павел Аксенов, отец знаменитого писателя Василия Аксенова, до 1940 года отбывал свое наказание именно в этой тюрьме.
"В XIX веке для рабочих построили Заводскую мечеть"
Раис Сулейманов: Перед нами Азимовская мечеть (на нижнем фото слева, ул. Фаткуллина,15), когда-то она называлась Шестой соборной и Заводской. Построена в 1890 году на месте старой деревянной мечети, стоявшей здесь с 1804 года.
Деньги на строительство мечети выделил купец Азимов, владевший большим количеством земель неподалеку.
Из-за близости мечети к фабрикам и заводам, жители Новотатарской слободы стали называть ее Заводской. В ХХ веке территория вокруг Азимовской мечети активно застраивалась предприятиями и, в конце-концов, она оказалась в центре промзоны.
Архитектор мечети неизвестен, но многие верующие считают Азимовскую самой красивой в Казани, так как в ее интерьере сочетаются восточные и готические мотивы, на окнах витражи – редкое явление для мусульманского религиозного сооружения того времени.
В 30-е годы мечеть была закрыта, а после войны из нее сделали столовую для военных. В 1992 году отреставрирована по проекту архитектора Билялова.
В двухэтажном здании медресе "Гаффария" (на фото справа), которое находится рядом с мечетью, после революции разместили общежитие. Его жителей расселили только в начале 2000-х. В начале 90-х годов XIX столетия в этом медресе учился драматург и основатель татарского национального театра Галиаскар Камал.
"Татарскую элиту хоронили на Новотатарском"
Раис Сулейманов: А это Новотатарское кладбище (на фото справа, ул. Пригородная), которое возникло около 250-ти лет назад вместе с Новотатарской слободой.
До недавнего времени кладбище было главным общегородским татарским погостом. Из-за нехватки места, новые могилы здесь не выделяются, а захоронения производятся только в родственные могилы.
На кладбище похоронены известные деятели татарской культуры: Габдулла Тукай, Сара Садыкова, Салих Сайдашев, Баки Урманче и другие.
В тему
Новотатарская слобода находится в юго-западной части Вахитовского района Казани. Сюда в середине XVIII века из-за крупного пожара в Старотатарской слободе переселились татарские ремесленники и крестьяне.
Слобода расположена между Волгой и путями внутригородского железнодорожного хода, заканчивается Новотатарским кладбищем.
В отличие от Старотатарской слободы - центра татарской культуры, интеллигенции и купечества - в новой слободе оказалось простое татарское рабочее и ремесленное население.
Новотатарская слобода имеет неизмеримо меньшую архитектурно-культурно-историческую ценность: здесь строились простые и маленькие деревянные дома и поначалу такие же мечети.
В рамках рубрики "Прогулки по старой Казани" читайте на портале ProKazan.ru: В XIX веке казанские купцы торговали контрабандой, Казанская недвижимость начала дорожать в XIX веке, С XVI века татары и русские дрались на Кабане, Казанские купцы разорялись из-за грандиозных балов, Как жили татарские и русские "бизнесмены" в старой Казани?, Екатерина II считала Казань столицей большого царства, Медведев раскрутил казанский театр, На дне Кабана есть затопленный город?, Гопники оккупировали Казань после революции, Тукаю мешали творить женщины легкого поведения, Здание церковно-приходской школы XVIII века принадлежит детскому саду, В начале ХХ века Каримовы завалили Казань книгами, В XIX веке мусульманские школы имели свои доходные дома, В начале 90-х Казань "получила люлей" от цыган, В конце XIX века казанские купцы отдельно строили дома для себя и гостей.