Круглый стол: Куда "утекают мозги" из Татарстана?

Участники "круглого стола"

Ильнур Шарипов, ведущий советник отдела международных образовательных программ и проектов Министерства образования и науки РТ

Марат Хайруллин, и.о. директора регионального представительства "Знание-Центр"

Андрей Крылов, директор департамента внешних связей Казанского Федерального Университета

Людмила Дубовая – корреспондент газеты "Pro Город" и портала ProKazan.ru

"Казанцы едут за границу, мечтая там остаться"

Людмила Дубовая: Обучение и стажировки за границей становятся все более популярными среди казанцев. Как часто после поездок за рубеж специалисты возвращаются туда на постоянное место жительства?

Марат Хайруллин: Как правило, большинство выпускников едут учиться за рубеж и там остаются. Школьников, которых сразу после школы отправляют учиться, убеждают остаться родители. 80 процентов наших клиентов — учеников, студентов и специалистов - заранее говорят, что уезжают насовсем, так как не видят здесь перспектив. Естественно, такой путь выбирают те люди, у которых есть средства на обучение и проживание за рубежом. Но сейчас остаться на постоянное место жительства в другой стране не так-то просто. В Великобритании нельзя остаться после получения образования, а в США такая возможность пока сохраняется за приезжими. Многие наши клиенты начинают работать в Британии не по специальности — лишь бы только закрепиться там. Кроме этого, спросом пользуется образование в столичных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. При этом, обучение санкт петербург чаще выбирают те жители республики, которые хотят повысить свою квалификацию.

Ильнур Шарипов: По условиям республиканской программы "Алгарыш" грантополучатели обязаны вернуться в РТ и отработать грант в течение 3-х лет на благо республики. Все грантополучатели после окончания образовательной программы (стажировки) возвращаются в Татарстан. Но по истечению этого периода они вправе самостоятельно определять место своего проживания. Министерство образования и науки республики обладает информацией о нескольких выпускниках программы Алгарыш, которые изъявили желание продолжить работу за рубежом после выполнениями ими обязательств по отработке в РТ.

"Утечка мозгов за рубеж — это утечка из РТ больших денег"

Людмила Дубовая: Существует ли в республике реальная угроза "утечки мозгов"?

Ильнур Шарипов: Проблема "утечки мозгов" существовала всегда и это проблема всей экономики страны. Но эта проблема решается: привлекаются инвестиции, внедряются новые технологии, открываются представительства крупных иностранных компаний, оказывается поддержка среднему и малому предпринимательству...

Андрей Крылов: Проблема утечки мозгов существует у разных стран. Из Татарстана едут в США и Европу, из США уезжают в Китай — там зарплата бывает в 2-3 раза выше, и так далее. Все грамотные специалисты ищут возможности для использования своих знаний. Кто-то находит их за рубежом.

Это актуально и для Казани. Уезжают и будут уезжать при любом раскладе. Но есть и обратная тенденция — когда возвращаются снова в республику.

Самое обидное, что республика теряет деньги — большие деньги. От 300 до 800 тысяч долларов стоит подготовка одного специалиста-технаря, от 200 тысяч — гуманитария. Этот человек мог приносить доход Татарстану, а он работает на чужую страну. Нужно брать пример с индусов — вот они работают за границей, а вкладывают деньги в развитие своей страны.

"Уехать за границу надолго можно только за свой счет"

Людмила Дубовая: Каковы основные цели и сроки поездок казанцев за рубеж? Какие страны чаще всего выбирают специалисты?

Андрей Крылов: Обучение, стажировки, обмен опытом. Не обязательно это касается научных технологий. Обычно студенты и преподаватели, а также научные сотрудники уезжают на год-полтора по грантам или программам обмена. Надолго их туда не отправят — это невыгодно.

Ильнур Шарипов: Татарстанцы уезжают на срок от 3-5 месяцев до 1-2 лет, если говорить о программе "Алгарыш". Наиболее активными участниками грантовых программ являются студенты (выпускники), специалисты экономических, естественно-научных, технических и технологических направлений КФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ, КГАСУ, АГНИ.

"Казанцы тянутся к знаниям - к заграничным"

Людмила Дубовая: Так в чем же основные причины миграции трудоспособного населения за рубеж?

Марат Хайруллин: Главные мотивы - получение качественного образования, которое котируется по всему миру. За рубежом учат работать в команде и развивать креативное независимое мышление — именно этого недостает в российской системе образования. Большая часть времени посвящается работе над проектом, работе в коллективе.

Большинство "мигрантов" едут осваивать экономические специальности, меньшинство составляют юристы, а также технари, у которых есть проблемы с английским.

Как им живется в чужой стране? Мигранты устраиваются в компании на начальные позиции, но их все устраивает. Средняя зарплата, которую они получают, составляет 30 тысяч долларов в год. Уровень жизни там позволяет взять в кредит жилье и машину.

"Там нас никто не ждет... А здесь предлагают низкие зарплаты"

Андрей Крылов: Уезжают больше естественно-научные специалисты — из-за нехватки оборудования. Но, главное, способным специалистам — как с опытом, как и без опыта — предлагают в научной среде низкую зарплату.

Я знаю много случаев, когда талантливые студенты, прошедшие стажировку или обучение за границей, с великолепным знанием своего предмета и иностранного языка, приезжали обратно в Татарстан и... разочаровывались. Они уже не были согласны на рядовую зарплату в 12-15 тысяч. А ничего другого им не предлагали. Хоть и обещали фразами типа: "Возвращайся, такие специалисты нам нужны!"

Парадоксально, что образование за рубежом сейчас порой стоит дешевле, чем в России. Сравните: у нас платное образование обойдется в 2 тысячи долларов в год, в Германии — 800 долларов. Другое дело, что жилье за рубежом стоит дорого — но оно и у нас недешевое. Все-таки, несмотря на заманчивые зарплаты, стоит все обдумать и избавиться от "розовых очков": нас там никто не ждет с распростертыми объятиями, ведь мы составим конкуренцию местным специалистам. Будьте готовы к постоянному жесткому отбору после каждого срока работы по контракту.

"Казань сама в силах переманивать специалистов из-за рубежа"

Людмила Дубовая: Какие меры необходимы для профилактики и предотвращения острой ситуации, снижения риска миграции специалистов из республики?

Марат Хайруллин: Нужна поддержка со стороны работодателей и республики — можно создать единую базу вакансий для выпускников грантов, выделяя для них привлекательные вакансии — ведь в этих специалистов вложены немалые деньги, и нужно их мотивировать.

Ильнур Шарипов: Один из эффективных способов - обеспечение специалистов жильем, что уже делается в Татарстане. Создана специальная программа соципотеки, которая позволяет обеспечить жильем специалистов различных областей деятельности, и закрепить их в республике. Далее, существуют различные гранты, стипендии стимулирующего характера. Например, программа "Начало дела" или "Лизинг-грант" от Агентства инвестиционного развития РТ, позволяющая открыть и заниматься своим делом. Немало грантовых программ реализуется самим Министерством образования и науки Татарстана. Хорошим примером является грант "Наш новый учитель", призванный обеспечить социальные гарантии и трудоустройство учителям (молодым специалистам) в республике.

Андрей Крылов: Есть несколько вариантов решения проблемы.

Во-первых, в Казань можно приглашать иностранных специалистов для того, чтобы они могли обучать местных коллег. 150 миллионов рублей можно выделить на иностранного ученого с именем — у нас такой специалист работает сейчас над созданием Центра нейрофизиологии.

Во-вторых, научным сотрудникам нужно достойное оборудование, возможности для работы. Чтобы молодежь, да и специалисты с именем понимали, что теперь здесь тоже будет уровень не чуже чем за рубежом. В КФУ уже есть сотни лабораторий — часть работает, часть запускается. Правда, по зарплате мы пока уступаем европейским странам, Китаю и США. Еще есть такой вариант — можно учиться по совместным образовательным программам и получить потом двойной диплом. Такая учеба предполагает 1-2 семестра обучения за рубежом.

А чтобы те, кто уехал по грантам, отрабатывали несколько лет в Татарстане, нужно ужесточить правила договора: в Казахстане, например, при нарушении договора нужно выплачивать большие деньги - недвижимость специалиста отдается под залог.

К тому же, в республике сейчас работают над созданием "Иннополиса" - это амбициозный проект, который сможет вывести Татарстан на международный рынок. А, значит, много средств будет вкладываться в кадры.