Казанский актер: "Это прозвучит кощунственно, но театральные школы сравнимы с религией"
Сегодня, 27 марта, отмечается Всемирный день театра. В честь этого праздника портал ProKazan.ru пообщался с театральным актером, телеведущим и преподавателем казанского Театрального училища - Алексеем Калиничевым.
Он рассказал корреспонденту портала, нужны ли сейчас стране актеры, можно ли попасть на сцену театра или в кино без специального образования и как поставить дикцию обычному человеку.
- Чем вы занимаетесь помимо преподавания в казанском Театральном училище?
- Помимо преподавания, я работаю на телевидении. Конечно, раньше я занимался этим намного активнее, чем сейчас. Также я озвучиваю документальные фильмы, рекламу, презентации, мультфильмы. В прошлом я артист ТЮЗа, но на сцене казанских театров я не выступаю уже давно. Также я работал в качестве киноактера, но сейчас практически не занимаюсь этим, к сожалению.
- А как же сериал "Девушка средних лет", который снимали в Казани?
- Это довольно редкий случай, когда в Казань приехали снимать ребята из Москвы и позвали меня на съемки. Ну, как, позвали...в принципе, там был кастинг.
- Когда вы приступили к преподаванию?
- Я пришел преподавать в Театральное училище 5 лет назад. Здесь какая система: мастер выбирает курс и ведет его с первого года обучения до самого выпуска. Так вот, 5 лет назад курс набирал мастер, у которого когда-то учился я сам, и он предложил мне работать вместе с ним вторым педагогом. Предыдущий курс мы вели вдвоем, а уже в этом году я набрал курс самостоятельно.
- Что вам ближе: игра на сцене театра, работа на телевидении или преподавание?
- Мое основное место работы - театральное училище, как де-юре, так и на духовном уровне. Я занимаюсь здесь тем, чему учился сам: это и актерское мастерство, и режиссура. При чем, режиссура в глобальном смысле этого слова.
"Неправильно и ошибочно считать, что актеры выпускаются большими партиями, после чего оказываются никому не нужны"
- Какие перспективы у тех, кто оканчивает театральное училище?
- Перспективы самые обширные. Россия - страна большая и в ней есть очень много театров. Актеры действительно востребованы и они находят место работы. Я знаю, что иногда курс практически на 100% устраивается в театры, а иногда процентов на 50%. У тех наших учеников, которые хотели попасть в театр, с этим проблем не было, потому что им поступало много приглашений, и театров в России действительно много.
- Востребованы ли сейчас актеры?
- Неправильно и ошибочно считать, что актеры выпускаются большими партиями, после чего оказываются никому не нужны. Есть множество профессий, которые действительно никому не нужны в том количестве, в котором обучают этих людей. В основном, это гуманитарные специальности.
В России театральных учебных заведений не много. Их достаточно в Москве, но в этом городе и театров, извините, около двухсот. А по всей стране - театральных учебных заведений всего порядка двадцати. А сколько городов? И в каждом городе есть театр! Поэтому, никакого пересыщения нет.
- Вы знаете конкретные примеры, когда казанские выпускники уезжали в Москву или за границу и становились популярными?
- Я знаю, что таких случаев немало, я просто не коллекционирую эту информацию. Таких людей действительно много, но если бы это были мои ученики, то я непременно был бы в курсе. Но мои выпустились только в прошлом году. Хотя, уже кое-чего добились.
"Ты вкладываешься в создание образа, а затем образ начинает работать на тебя"
- На ваш взгляд, что сложнее — играть в театре или в кино? И правда ли, что актеры театра талантливее киноактеров?
- В хорошем кино актерская работа делается абсолютно так же, как и в театре: она выстраивается по крупицам и этим надо упорно заниматься. А вообще, это совершенно разные процессы, которые не надо сравнивать.
В театре весь подготовительный период ты вкладываешься в создание образа, а затем образ начинает работать на тебя. Далее, вы начинаете создавать роль вместе со зрителем. А в кино ты создаешь образ в процессе съемок. Ты что-то ищешь, делаешь один дубль, другой. Это просто разные искусства.
Я не возьмусь говорить, что важнее, а что труднее. В процессе съемок у тебя нет единого процесса. А когда ты играешь спектакль, ты понимаешь, что играешь эту историю целиком и один раз.
- Если театральное выступление - это единый процесс, то применимо ли это к киноиндустрии? Или фильм могут начать снимать с конца и закончить съемку началом?
- Есть огромное количество забавных моментов, связанных с разбросом сцен. Самый яркий пример: по сюжету фильма, у артиста должны с годами расти длинные волосы. Понятно, что это довольно долгий процесс, а на съемки, допустим, отведено 2 месяца, а в фильме проходит несколько лет. То есть, в начале герой коротко стриженный и гладко выбритый, а в конце фильма он должен быть волосатым и бородатым. Для этого весь фильм будет сниматься с конца. Хотя, иногда можно воспользоваться гримом. Обычно, съемочные локации выбираются в зависимости не от порядка сцен, а от того, где удобнее расположить съемочную группу в тот или иной момент.
- Как вы относитесь к коммерческим кинолентам, которые массово "потребляет" зритель?
- Не бывает массового и коммерческого кино. Бывает конкретный режиссер, с которым работать интересно или не интересно. У конкретного режиссера бывают либо удачные, либо неудачные проекты.
Может быть я передергиваю, но, по сути, удачный проект и любое хорошее кино априори должно быть коммерчески успешным. А весь тот поток не очень затратной индустрии никакого отношения к театральному искусству вообще не имеет и называется ремеслом. Это "ремесло" присутствует в любой творческой профессии всегда.
"Человека можно чем-то оснастить, как в любой профессии. А все остальное - материя довольно тонкая"
- Многие становятся актерами без образования. Как вы относитесь к самоучкам?
- Я могу предполагать, что здесь все зависит от режиссера и от того, почему он делает выбор в пользу артиста с театральным образованием или же человека с улицы. Таких случаев очень много: Михалков, Кончаловский сколько снимали подобным образом. Просто режиссеру нужен определенный антураж.
- Можно ли попасть на сцену театра или в кино без специального образования?
- Таких примеров немало. Просто, понимаете, какой есть вопрос: можно ли научить актерской профессии? Некоторые считают, что нельзя: это либо дано человеку, либо не дано. Но дело на самом деле не в этом. Дело в том, что есть "оснащение". Человека можно чем-то оснастить, как в любой профессии: оснастить его умением танцевать, умением двигаться и множеством сопутствующих дисциплин. А все остальное - материя довольно тонкая.
Действительно, есть работники театра, которые не заканчивали никаких специальных учебных заведений. В казанском театральном училище был один педагог - по-моему, он не получал театрального образования. Но это был народный артист Татарстана, он работал в Качаловском театре, выпустил не один курс. Гениальный был артист. Есть такие и сегодня.
"Для кого-то это прозвучит кощунственно, но театральные школы сравнимы с религией"
- Расскажите о российских театральных школах.
- Есть классическое понятие того, что называют школой у нас в России. Оно связано с Константином Сергеевичем Станиславским. И если раньше - в советское время, эта система Станиславского была для нас как библия, то сейчас такого нет.
Возможно, для кого-то это прозвучит кощунственно, но театральные школы сравнимы с религией. Есть же такая пословица, что Бог один, а пути к нему разные. В театре то же самое - Бог то один. То есть, мы хотим произвести некое впечатление на зрителя. Станиславский очень точно описал, как это происходит. А другие к тому же самому подбираются с другой стороны. Но по сути, какая разница как?
- Есть мнение, что советская школа была гораздо сильнее нынешней. Это правда или миф?
- Один человек может быть сильнее другого, а говорить о том, что артисты калибра 50-го года выпуска были сильнее, чем нынешние - странно. Вообще, надо понимать, почему сегодняшние спектакли или современная драматургия не производят сильного эффекта на читателя или зрителя. Здесь дело далеко не в театральной школе и не в актерах или педагогах, а вообще в социально-политическом контексте.
Если 40 лет назад какой-то гражданский или социальный выхлоп находил себе дорогу через театр, значит такова была действительность. Сейчас выход происходит иначе - через Интернет или другие явления. А театр меняет свою функцию: он переходит в развлекательное или просветительское русло.
Такое происходило и раньше, и нет смысла скучать по тем временам, когда актеры по-другому себя ощущали в социальной среде. Ведь функция у них была другая. Зачем говорить "в наше время вот были артисты, а сейчас..."? Да ерунда! Сейчас такие есть артисты!
- Как бы себя ощущали великие актеры прошлого, окажись они в современном мире?
- Есть целая плеяда гениальных актеров, к которым я отношусь с уважением, но у меня есть подозрение, что окажись они в сегодняшнем театральном пространстве, они бы не были так заметны. Сейчас немного другие средства выразительности. Гораздо большее значение имеет скорость.
Такого эквивалента в жизни человека, как Интернет вообще не было никогда. Было в том или ином виде почти все, ибо человечество развивалось по спирали. Но такого, чтобы я в течение секунды узнавал, что происходит на другом конце земного шара, вообще никогда не было. И к чему это приведет, в конечном итоге, неизвестно. И театр находится внутри всех этих процессов.
"Не надо наплевательски относиться к тому, что делает ваш речевой аппарат"
- Как поставить дикцию обычному человеку?
- В первую очередь, не нужно относиться наплевательски к своему речевому аппарату, не нужно его предоставлять самому себе. К примеру, мы дышим, не задумываясь над тем, как мы вдыхаем и выдыхаем. Так же обычно люди относятся и к своей речи.При этом наш язык деградирует: речь становится короче, бледнее, беднее, более того, люди становятся беднее.
Язык - это инструмент мысли. Поэтому, не надо наплевательски относиться к тому, что делает ваш речевой аппарат. Даже в повседневном общении, элементарно, не позволяйте себе сокращать слова. Проговаривайте их, не зажевывайте.