Казанцев накроет второй волной кризиса

Эксперты «Pro Город» прогнозируют этой осенью снижение платежеспособности казанцев. Алина ИсайкинаНа вопросы корреспондента «Pro Город» отвечает заместитель директора по науке ГУ «Центр перспективных экономических исследований» Академии наук Республики Татарстан, кандидат экономических наук Здунов Артем Алексеевич.- Можно ли ожидать вторую волну кризиса в сентябре-октябре, как предполагали экономисты весной этого года?- Пока сложно констатировать, достигла ли экономика Республики Татарстан и России крайней точки падения, и приведут ли снижение потребления населения и проблемы в кредитной сфере к второй волне кризиса. Поскольку на фоне замедления спада инвестиций в основной капитал, улучшения ситуации в промышленности, а также значительном замедлении инфляции наблюдается усиление снижения доходов и потребительских расходов населения. - Что можно ожидать от второй волны кризиса?- Если сокращение объемов кредитования организаций продолжится, то предприятия будут вынуждены перейти на схему самофинансирования оборотных средств. Значит, последует очередная волна сокращения издержек производства, а это уже, несомненно, отразится на падении заработной платы или занятости населения. Скорее всего, рынок труда подвергнется корректировкам через сокращение реальной заработной платы. В итоге всё это может привести к возобновлению сокращения инвестиций в реальный сектор экономики, а также более сложным макроэкономическим последствиям.- По какому сектору экономики кризис ударит в первую очередь?- В первую очередь пострадает реальный сектор экономики. Но в случае эффективной реализации «антикризисных» мероприятий, разработанных на федеральном уровне, занятость населения не подвергнется существенным колебаниям.На вопросы корреспондента «Pro Город» отвечает cтарший научный сотрудник ГУ «Центр перспективных экономических исследований» Академии наук Республики Татарстан, кандидат экономических наук Ельшин Леонид Алексеевич. - Смогут ли крупные госпредприятия пережить кризис без крупных потерь?- Сейчас ситуация с потребительским и инвестиционным спросом обстоит довольно сложно. Основным источником роста российской и татарстанской экономики может стать спрос на экспорт (преимущественно сырьевой) со стороны развивающихся и развитых стран. А это может сказаться положительно на развитии определенного спектра госмонополий. - Кто окажется в выигрыше от «новой волны»?- В относительно спорном выигрыше могут оказаться компании, реализующие товары повседневного спроса. Например, крупные ритейлеры продовольственных товаров.В целом, этой осенью следует ожидать инфляцию в пределах среднестатистических норм, аналогичных предшествующих периодов 2007-2008гг. На фоне постепенного снижения спроса на наличную валюту значительных темпов инфляции не ожидается. - Как себя поведет потребительский рынок?- В случае падения реальной заработной платы сократиться платежеспособный спрос, что повлечет за собой «сжатие» потребительского рынка, причем как за счет потребительских товаров длительного спроса, так и повседневного. Покупательская способность изменится в сторону роста потребления товаров повседневного спроса и сокращения потребления товаров длительного спроса.Мнение специалистовТуризмСергей Пасечник, директор магазина путешествий Компаньон-СП:- Туризм зависим от общей экономической ситуации, и мы хорошо чувствуем это на себе. Туризм как лакмусовая бумажка. Кто-то позволил себе в этом году отдых, кто-то отказал. Весна и лето показали, что кризис в стране есть. Люди отказались от изысканных направлений, предпочли простое, понятное и более доступное по стоимости. Что касается второй волны... Думаю, зимой туризму будет еще тяжелее.ОбразованиеСергей Ионенко, ответственный секретарь приемной комиссии КГУ:Сейчас идет проплата контрактных мест студентами и абитуриентами. Судя по платежеспособности, кризис не особо заметен. Я говорю про престижные факультеты, за обучение на которых люди выкладывают большие суммы. Пока демпингуют коммерческие вузы. Как дальше сложится обстановка, в последующих семестрах, — не могу сказать. Это уже вопрос к общей экономической ситуации в стране.СтрахованиеРезеда Шигапова, начальник отдела страхования СК «МАКС»:- Вторая волна кризиса, думаю, негативно скажется на сфере страхования. Люди будут только по крайней необходимости прибегать к услугам страхования, и надеяться на русский «авось» - авось, ничего не случится. Казанцы минимизируют свои расходы. На прежнем уровне останутся обязательные виды страхования. Добровольное КАСКО сейчас, можно сказать, немного приболело. По сравнению с докризисными годами, количество страхователей по КАСКО уже снизилось, как минимум, на 20 процентов. На плаву останутся те компании, которые себя хорошо зарекомендовали.АвтомобилиРоберт Гатин, коммерческий директор компании «Автостиль»:- Вторая волна кризиса коснется организаций, торгующих автомобилями. Продажи автомобилей могут упасть, а вот продажи автокомпонентов — вряд ли. То же самое могу сказать относительно горюче-смазочных материалов — если владельцу машины нужно менять автомобильное масло каждые 10 тысяч километров, он будет его менять, и никакой кризис этому не помешает. Ведь экономия на масле затем обойдется ему в более высокие затраты.- Кризис — это время проявить себя. Подобные трудности формируют в нас способность развиваться. Поэтому во вторую волну кризиса может открыться много новых компаний. Все зависит от человека. Да и сам кризис можно рассматривать как многофакторное приложение финансовых неурядиц . И будет или нет вторая волна кризиса, зависит только от человека — захочет он вторую волну кризиса, он ее получит. А если он сделает все возможное для того, чтобы ее предотвратить — значит, человек ее предотвратит.